Тогда, пять лет назад, ради этого пошли на "радикальную" трансформацию всего руководящего звена: не стало главного балетмейстера - появился художественный руководитель балета, исчезла должность главного дирижера - возник музыкальный руководитель театра и т.п. Непосвященному покажется - то же самое назвали чуть по-другому, и все... Отнюдь не все. Вот так, на гребне "терминологических" изменений, в Большой на белом коне въехал Владимир Васильев. Теперь - очередная "революция сверху". Поводов для нее, скажем сразу, предостаточно. Тут и отсутствие четкой репертуарной политики, и затянувшаяся до невозможности канитель с реконструкцией комплекса зданий...
Изумляет другое - методы "революционеров". Видимо, долгая и громкая история со снятием Евгения Светланова с должности главы Государственного симфонического оркестра (многочисленные пресс-конференции, статьи "за" и "против" в печати и т.д.) научила кое-кого действовать по-иному - решительно и без предварительного шума. Во всяком случае, о своем отстранении Владимир Васильев узнал... из радиопередачи. Следствием чего явилась телеграмма Владимира Викторовича министру культуры Михаилу Швыдкому, чьему ведомству отныне переподчиняется Большой театр. Она отразила эмоциональную реакцию низвергнутого художественного руководителя-директора: "Удивлен... Понимая вашу занятость проблемами Большого театра, освобождаю вас от встречи с собой..."
Пока из уст Михаила Швыдкого, проведшего брифинг для информагентств, мы знаем имя только одного претендента на вновь учреждаемую должность генерального директора - это Анатолий Иксанов. Естественно, из Питера (это нынче стало модно). Кажется, будущий "генерал" хорошо проявил себя в чине директора Большого драматического театра.
А вот художественного руководителя, похоже, решено рекрутировать из-за границы. Уточню: и Геннадий Рождественский, и Евгений Светланов, и Александр Лазарев (пока известны эти три кандидатуры) - наши люди, более того, все они в разное время служили главными дирижерами Большого. Но теперь подолгу живут за рубежом, где имеют творческие контракты. Реально ли "прикрепить" к театру весьма уже немолодых Геннадия Николаевича и Евгения Федоровича? Да и Александра Николаевича, вполне познавшего прелесть западных гонораров, тоже...
Тем не менее президентский указ о Большом театре - факт свершившийся. Возможно, после этого действительно сдвинется с мертвой точки хотя бы обновление здания ГАБТа. Пока предполагается, что реконструкция, сроки которой отодвигались много-много раз, все же начнется с консервации главного корпуса в новом 2001 году, а в 2002-м этот корпус наконец-то станут ремонтировать и оборудовать современной техникой.