09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОДВОДНЫЙ ТАРАН

Турченко Сергей
Опубликовано 01:01 31 Августа 2000г.
Предварительный вывод правительственной комиссии о причинах аварии подводной лодки "Курск" таков: "Столкновение с неизвестным объектом очень большого тоннажа". А поскольку в момент катастрофы, по оценке главы правительственной комиссии Ильи Клебанова, в районе учений не было зафиксировано ни одного надводного судна, обретает особый вес версия столкновения с иностранной субмариной. За эту версию "голосует" и статистика. По оценке известного флотоводца адмирала Игоря Касатонова, с начала "холодной" войны произошло более 20 столкновений наших подлодок с иностранными субмаринами. А это - более половины всех крупных подводных катастроф.

"ОСОБЫЙ РЕЖИМ СЕКРЕТНОСТИ"
В первые же дни после катастрофы в Баренцевом море информационные агентства со ссылкой на источники в штаб-квартире НАТО и американской администрации сообщили о том, что в районе аварии "Курска" находились две американские подлодки, а также разведывательный корабль ВМС США "Лоялл". Однако впоследствии официальные представители Пентагона и НАТО стали опровергать эту информацию. В связи с этим маршал И. Сергеев заявил: "Мы запросили через своего представителя при НАТО дать нам данные: был ли хоть один натовский корабль в районе катастрофы. Нам ответили, что нет. Правда, со странным добавлением: "Если бы этот случай и имел место, то мы никогда бы этого не признали".
Между тем на следующий день после аварии "Курска" российские средства технической разведки осуществили радиоперехват: американская подлодка "Мемфис" запросила разрешение на экстренный заход в Норвегию для ремонта. Когда эта информация стала достоянием западной прессы, вначале последовало опровержение, а затем не очень убедительное пояснение норвежских властей, что ремонт американской лодки плановый, однако что именно ремонтируется на субмарине, какими силами и где конкретно, от СМИ пока скрыто.
И это неудивительно. История подводных столкновений свидетельствует: еще никто и никогда не признавался в том, что совершил таран иностранной субмарины. Тем не менее рано или поздно секретные документы военно-морских штабов, хранящие информацию об этих случаях, становятся достоянием гласности.
ЭКСТРЕННЫЙ ЗАХОД В ИОКОСУКУ
12 марта 1968 года была потеряна связь с советской ракетной подводной лодкой "К-129", выполнявшей боевую задачу в центральной части Тихого океана. По данным нашей агентурной разведки, в середине марта того же года в японский порт Иокосука пришла и в обстановке строгой секретности встала в док американская атомная подводная лодка "Сордфиш", у которой были разрушены обтекатель гидроакустического комплекса и ограждение боевой рубки в носовой части. Повреждения были настолько серьезны, что "Сордфиш" вынуждена была идти не в американский порт, а в японский порт Иокосуку (кстати, ближайший к месту гибели "К-129").
В 1974 году американцы тайно подняли часть нашей лодки в надежде добыть секретные шифры. Сведения об этой операции просочились в печать. В частности, отмечалось, что в корпусе "К-129" была обнаружена глубокая узкая пробоина, как от удара гигантского топора. Это свидетельствовало о подводном столкновении с крупнотоннажным объектом.
По мнению бывшего начальника одного из управлений штаба Тихоокеанского флота контр-адмирала Анатолия Сунгариева, при слежении за нашей лодкой атомарина США активно маневрировала со сменой бортов и подныриванием на критически малых дистанциях. Вероятно, "Сордфиш" непреднамеренно ударила верхней частью своей рубки в днищевую часть центрального поста нашей субмарины. "К-129" с затопленным центральным отсеком пошла на дно.
Американцы до сих пор отрицают эту версию, хотя косвенным подтверждением ее является не только не запланированный ремонт лодки "Сордфиш", но и такой факт. Советский ВМФ организовал масштабную операцию по поиску "К-129". Около 100 кораблей и судов, сотни самолетов утюжили этот район Тихого океана целый месяц, но безрезультатно. Зато американцы, когда схлынули страсти, тайно подняли часть "К-129". Откуда они знали точное место ее гибели? Вопрос до сих пор без ответа.
ЗАСЕКРЕЧЕННЫЙ ПОДВИГ
3 октября 1986 года в Атлантическом океане потерпела катастрофу наша подводная лодка "К-219". В результате "воздействия внешнего подводного объекта" (отмечалось в акте правительственной комиссии) в пусковой шахте оказалась смятой и раздавленной баллистическая ракета. Горючее и окислитель смешались с забортной водой и произошел мощный взрыв. На лодке начался пожар. Экипаж боролся за живучесть корабля до тех пор, пока в индивидуальных спасательных средствах имелся запас кислорода. В конце концов командир был вынужден дать приказ: оставить корабль! Вдруг выяснилось, что реактор не заглушен - до конца не опустились решетки аварийной защиты. В любую минуту мог произойти ядерный взрыв. А дело, кстати, было у берегов США. Матрос Сергей Преминин (вечная ему память!) в одиночку добрался до реактора и вручную заглушил его. Обратно выйти он уже не смог. Бушующий огонь отрезал ему путь к жизни. Парень сгорел, предотвратив ядерную катастрофу в десятки раз страшнее Хиросимы.
Несмотря на начавшуюся в стране гласность, о подвиге Сергея Преминина народ не узнал. Дело в том, что уже в середине октября в американскую прессу просочилось сообщение о том, что "атомная подводная лодка ВМС США в ходе патрулирования в Атлантическом океане получила повреждения корпуса в результате столкновения с подводным объектом". Горбачев в это время искал дружбы с Америкой, и трагедию засекретили.
Кстати сказать, после того, как Кремль добился "дружбы с Америкой", подводное противостояние между нашими флотами не стало менее жестким. 11 февраля 1992 года протаранили друг друга наша атомная подлодка "Б-276" и американская "Батон-Руж". 20 марта 1993 года столкнулись российский подводный стратегический ракетный крейсер "К-407" и атомарина США "Грейлинг". К сожалению, точку в этом списке ставить рано.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАВНО ВОЗДЕЙСТВИЮ
Может сложиться впечатление, что в результате подводных столкновений большей частью страдают только наши лодки. Это совсем не так.
- Просто мы почти ничего не знаем о последствиях столкновений для американской стороны, - сказал мне известный подводник, в недавнем прошлом командир соединения атомных субмарин Северного флота, Герой Советского Союза вице-адмирал Евгений Чернов. - Такие сведения наш стратегический соперник, конечно же, засекречивает. Но я, например, знаю случай, когда наша "К-306" так протаранила американскую "Патрик Генри", что та всплыла и экипаж начал энергично бороться за живучесть.
Адмирал Игорь Касатонов в своих воспоминаниях "Флот вышел в океан" пишет: "20 подводных столкновений, в большей степени по вине американцев, произошло за последнее время. Наиболее тяжелым был таран "К-19" 15 ноября 1969 года, уложивший американскую лодку "Гэтоу" на дно Баренцева моря. Тогда только чудо спасло американцев от гибели".
Так что в подводном столкновении шансы у обеих сторон примерно равны (при соизмеримости тоннажа). Правда, многое зависит и от того, какими частями соприкасаются лодки. Скажем, тот, кто ударил килем, конечно, имеет преимущество. Именно по этой причине крупнотоннажный "Курск" (24 тысячи тонн водоизмещения) мог получить тяжелейшую пробоину от столкновения с среднетоннажной (у американцев, к примеру, нет лодок свыше 8 тысяч тонн подводного водоизмещения).
Конечно, столкновение "Курска" с иностранной лодкой пока можно рассматривать лишь в качестве одной из многих версий. Уже упоминавшийся вице-адмирал Чернов не исключает возможности столкновения с надводным кораблем.
Вице-адмирал Чернов считает, что нужно добиться обнародования результатов исследования подводных частей наших кораблей, принимавших участие в учении. Но одновременно российскому правительству следует потребовать от американской стороны предоставления актов осмотра киля субмарины ВМС США, зашедшей на ремонт в Норвегию в середине августа. Пока она тоже "под подозрением".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников