18 октября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.27   € 67.36
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НИЗКАЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ

Корзенников Сергей
Опубликовано 01:01 31 Августа 2002г.
- Вот он, наш храм знаний, - объявляет Валерий Сметаненко, когда мы наконец добираемся лишь ему известной тропинкой - через заросли бурьяна - до школьного дворика. Тут среди березок стоит двухэтажное кирпичное здание Дзержинской школы, где мой провожатый работает директором, а также единственным преподавателем, сторожем и истопником.

С 1 октября 200з г. заработная плата российских учителей увеличится на 33 процента.
С 1 сентября 2003 года академическая студенческая стипендия составит 400 рублей, социальная стипендия - 600 рублей.
В будущем году втрое возрастут надбавки к зарплате за кандидатскую и докторскую степень.
У него - два класса: второй и третий. Всего шесть учеников. Они занимают три парты в единственно пригодной для учебы комнате. В прошлом преподаватель истории, Валерий Григорьевич был вынужден переквалифицироваться в учителя начальных классов.
А в прежние годы, рассказывает он, тут учились больше ста ребятишек. Был сильный преподавательский состав. Но как только село объявили бесперспективным, сразу в число таковых попала и школа. Коллеги разъехались кто куда...
Село Дзержинское - в 30 километрах от города Икитима. Но добраться оттуда - целая проблема. Особенно зимой. Поэтому, хоть и стоят в селе пустующие квартиры, специалисты сюда не едут. Скоро и сам Сметаненко переберется в город: ему до пенсии осталось всего два года. "Тогда школа окончательно закроется, - вздыхает Валерий Григорьевич. - У районной власти еще одна забота с плеч долой".
По соседству есть более благополучное село - Верхний Койон. В местной школе - 135 учеников. Но классы - малокомплектные. В 11-м, например, - всего шесть учеников. Однако директора школы Валентину Еремину больше волнует нехватка учителей. Практически все вынуждены работать на две с лишним ставки. И все равно в новом учебном году некому вести физкультуру, проблема - с преподаванием русского языка, а иностранный уже лет 10 не ведется.
"Молодежь к нам не едет, - сетует Валентина Алексеевна. - Большинство коллег близки к пенсионному возрасту. Кем их заменять? Со страхом думаю, что вслед за иностранным, нам придется вычеркивать из расписания и другие предметы. Сколько было разговоров о введении информатики. Но из района к нам поступил один компьютер, на котором мы должны вести документацию и бухгалтерию. А как детям заниматься?"
По мнению Ереминой, основная причина кадрового дефицита - в отсутствии жилья для молодых специалистов. Мало кто захочет начинать самостоятельную жизнь со скитания по чужим углам. И ладно бы в городе, а то - в селе. Все попытки "выбить" в районе деньги на покупку жилья для молодых учителей (нужно-то всего 30 - 40 тысяч рублей) заканчивались отказом. Как раз в день моего приезда подала заявление об уходе преподаватель начальных классов. Потеряла надежду получить жилье.
В отделе кадров Новосибирского педагогического университета подтвердили: не стремятся выпускники на работу в село. Обязательного распределения давно нет, каждый вправе трудоустраиваться куда хочет. Какой интерес ехать из города в деревню, если там быт не налажен? Да и зарплата у начинающих учителей мизерная. И губернаторская тысяча "подъемных" для каждого молодого специалиста, отважившегося работать на селе, не может решить эту проблему. В итоге в прошлом году из 1100 дипломированных выпускников больше половины устроились вне школы. В область по направлениям отправились около 300 человек. Но нет гарантии, что все они окажутся в школах. Выходит, вуз, призванный готовить педагогические кадры, на деле заполняет вакансии в торговле, менеджменте...
Год назад мой сосед вернулся из Чановского района, где преподавал физкультуру. "Жилья нет, дров нет, вывезти ребятишек на соревнования - не на что, - делился он неудачным опытом. - Нужна ли школа государству?.." Устроился охранником в коммерческую структуру. Пока работа его устраивает. Хотя не исключает, что вернется в школу. Если почувствует, что действительно нужен.
КОМУ ДЕТЕЙ УЧИТЬ? Учебный год начнется через несколько дней, а из 65 тысяч российских школ две трети требуют текущего ремонта, одна треть - капитальной реконструкции. Вторая острая проблема - нехватка преподавателей по ряду предметов. Печально, но факт: половина выпускников педагогических вузов не идет в школы. Социологические исследования в ряде крупных городов России, в том числе и в Москве, показывают: от 40 до 50 процентов студентов, выбравших педагогическую специальность, не собираются связывать свою жизнь со школой, а в вуз поступают лишь ради диплома о высшем образовании. Некоторые молодые специалисты и поехали бы в сельские школы, но там их не обеспечивают жильем. К примеру, в этом году в Иркутской области из 477 выпускников педвузов только четырем молодым учителям на месте предложили жилье.
Марина МАЦКЯВИЧЕНЕ.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.