05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НИЗКАЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ

Корзенников Сергей
Опубликовано 01:01 31 Августа 2002г.
- Вот он, наш храм знаний, - объявляет Валерий Сметаненко, когда мы наконец добираемся лишь ему известной тропинкой - через заросли бурьяна - до школьного дворика. Тут среди березок стоит двухэтажное кирпичное здание Дзержинской школы, где мой провожатый работает директором, а также единственным преподавателем, сторожем и истопником.

С 1 октября 200з г. заработная плата российских учителей увеличится на 33 процента.
С 1 сентября 2003 года академическая студенческая стипендия составит 400 рублей, социальная стипендия - 600 рублей.
В будущем году втрое возрастут надбавки к зарплате за кандидатскую и докторскую степень.
У него - два класса: второй и третий. Всего шесть учеников. Они занимают три парты в единственно пригодной для учебы комнате. В прошлом преподаватель истории, Валерий Григорьевич был вынужден переквалифицироваться в учителя начальных классов.
А в прежние годы, рассказывает он, тут учились больше ста ребятишек. Был сильный преподавательский состав. Но как только село объявили бесперспективным, сразу в число таковых попала и школа. Коллеги разъехались кто куда...
Село Дзержинское - в 30 километрах от города Икитима. Но добраться оттуда - целая проблема. Особенно зимой. Поэтому, хоть и стоят в селе пустующие квартиры, специалисты сюда не едут. Скоро и сам Сметаненко переберется в город: ему до пенсии осталось всего два года. "Тогда школа окончательно закроется, - вздыхает Валерий Григорьевич. - У районной власти еще одна забота с плеч долой".
По соседству есть более благополучное село - Верхний Койон. В местной школе - 135 учеников. Но классы - малокомплектные. В 11-м, например, - всего шесть учеников. Однако директора школы Валентину Еремину больше волнует нехватка учителей. Практически все вынуждены работать на две с лишним ставки. И все равно в новом учебном году некому вести физкультуру, проблема - с преподаванием русского языка, а иностранный уже лет 10 не ведется.
"Молодежь к нам не едет, - сетует Валентина Алексеевна. - Большинство коллег близки к пенсионному возрасту. Кем их заменять? Со страхом думаю, что вслед за иностранным, нам придется вычеркивать из расписания и другие предметы. Сколько было разговоров о введении информатики. Но из района к нам поступил один компьютер, на котором мы должны вести документацию и бухгалтерию. А как детям заниматься?"
По мнению Ереминой, основная причина кадрового дефицита - в отсутствии жилья для молодых специалистов. Мало кто захочет начинать самостоятельную жизнь со скитания по чужим углам. И ладно бы в городе, а то - в селе. Все попытки "выбить" в районе деньги на покупку жилья для молодых учителей (нужно-то всего 30 - 40 тысяч рублей) заканчивались отказом. Как раз в день моего приезда подала заявление об уходе преподаватель начальных классов. Потеряла надежду получить жилье.
В отделе кадров Новосибирского педагогического университета подтвердили: не стремятся выпускники на работу в село. Обязательного распределения давно нет, каждый вправе трудоустраиваться куда хочет. Какой интерес ехать из города в деревню, если там быт не налажен? Да и зарплата у начинающих учителей мизерная. И губернаторская тысяча "подъемных" для каждого молодого специалиста, отважившегося работать на селе, не может решить эту проблему. В итоге в прошлом году из 1100 дипломированных выпускников больше половины устроились вне школы. В область по направлениям отправились около 300 человек. Но нет гарантии, что все они окажутся в школах. Выходит, вуз, призванный готовить педагогические кадры, на деле заполняет вакансии в торговле, менеджменте...
Год назад мой сосед вернулся из Чановского района, где преподавал физкультуру. "Жилья нет, дров нет, вывезти ребятишек на соревнования - не на что, - делился он неудачным опытом. - Нужна ли школа государству?.." Устроился охранником в коммерческую структуру. Пока работа его устраивает. Хотя не исключает, что вернется в школу. Если почувствует, что действительно нужен.
КОМУ ДЕТЕЙ УЧИТЬ? Учебный год начнется через несколько дней, а из 65 тысяч российских школ две трети требуют текущего ремонта, одна треть - капитальной реконструкции. Вторая острая проблема - нехватка преподавателей по ряду предметов. Печально, но факт: половина выпускников педагогических вузов не идет в школы. Социологические исследования в ряде крупных городов России, в том числе и в Москве, показывают: от 40 до 50 процентов студентов, выбравших педагогическую специальность, не собираются связывать свою жизнь со школой, а в вуз поступают лишь ради диплома о высшем образовании. Некоторые молодые специалисты и поехали бы в сельские школы, но там их не обеспечивают жильем. К примеру, в этом году в Иркутской области из 477 выпускников педвузов только четырем молодым учителям на месте предложили жилье.
Марина МАЦКЯВИЧЕНЕ.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников