К ШИРОКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ НЕ РЕКОМЕНДОВАНЫ

Три года назад в Институте мозга человека Российской академии наук была впервые проведена уникальная для нашей страны операция по излечению от наркотической зависимости. Прошла она успешно. За ней последовали другие. Со всех концов страны стали приезжать сюда те, кто очень хотел бы вернуться к нормальному образу жизни. Методика, разработанная специалистами института, признана уникальной. Более 60 процентов пациентов к наркотикам больше не возвращались. Мало кто в мире способен столь же успешно решать эту серьезную проблему.Наша газета не так давно подробно рассказывала об этом (см. "Труд" за 10.04.02). Сотни писем пришли в ответ на публикацию. В большинстве из них - крик о помощи: "Помогите моему ребенку (брату, сестре, мужу), он пристрастился к наркотикам!".И вдруг в начале августа по всем средствам массовой информации было распространено сообщение о том, что Институту мозга человека запрещено проведение таких операций на мозге.Это, мол, решение прокуратуры Санкт-Петербурга.

- Да, такое решение нами принято, - сказал заместитель начальника отдела надзора прокуратуры Юрий Смирнов. - Факт нарушения в том, что в институте при проведении подобных операций используют неутвержденные методики. А это запрещено.
За правовой защитой обратился 22-летний житель Солнечногорска Александр (фамилия не разглашается). Он страдал очень сильной формой психической зависимости от наркотиков. Прошел несколько стадий лечения в различных клиниках. В одной из них ему и посоветовали ехать к петербургским специалистам. Александр согласился на операцию, оплатил ее. Однако спустя некоторое время, как он заявил в суде, снова пристрастился к "отраве". В своем иске этот молодой человек и его мать потребовали возмещения им затрат на оплату "некачественной услуги" и "преодоление" ее последствий, а также морального вреда, - в общей сложности на сумму в несколько сотен тысяч рублей. Потом в эту историю вмешалась и прокуратура.
- Для нас полученное из прокуратуры представление стало полной неожиданностью, - сказал мне заместитель директора Института мозга человека Сергей ПАХОМОВ (директор в настоящее время в отпуске. - Л.Б.).
- Повинуясь ему, мы как законопослушные граждане временно приостановили эти операции. Однако собираемся данное решение опротестовывать. Говорю со всей ответственностью: мы закон не нарушали. Имеем государственную лицензию, полученную по всем правилам лицензирования.
- А вы помните Александра из Солнечногорска, подавшего на вас в суд? У него действительно осложнение, вызванное операцией?
- Конкретно этого молодого человека я не помню. Тем не менее смею вас заверить: если бы были какие-то осложнения, возникшие по вине наших врачей, мы бы обязательно продолжили лечение.
- Одна из главных его претензий к медикам: заплатил им большие деньги, а от наркозависимости не излечился.
- Стоимость данной операции у нас сейчас - 55 тысяч рублей. Получаем мы эти деньги не от пациентов, а от той организации, которая их к нам направляет. Сколько там, на месте, берут с них, я не знаю. Наша операция делается в самом крайнем случае только больным с большим (не менее двух лет) "стажем" употребления героина - самого тяжелого наркотика. Мы делаем операцию только после того, как больной прошел курс лечения всеми известными популярными методами. Оперативное вмешательство - последний шанс для таких людей вылечиться. Должен уточнить: мы излечиваем наркомана от психической зависимости к наркотику. Но бывает так, что, выйдя из клиники, он, не испытывая непреодолимого к нему влечения, тем не менее снова начинает "колоться". Просто потому, что встретил давних дружков или "от скуки". Тут уж никакая, даже суперсовременная медицина, не способна помочь.
- В прокуратуре ссылаются на инструкцию Минздрава, в которой говорится о том, что для широкого применения такие операции не рекомендованы.
- Они и не могут быть рекомендованы для широкого применения! Тут требуются и уникальное оборудование, и высокая профессиональная квалификация нейрохирургов. Если бы наш институт не отвечал данным требованиям, мы бы не получили лицензию.
- Пациент из Солнечногорска знал, какого рода операция ему предстоит?
- Безусловно. Применяемая методика не является тайной. О ней сняты научный и документальный фильмы.
...Фрагменты фильма, снятого немецкими специалистами, в эти дни регулярно демонстрируют на всех петербургских телеканалах. Полностью увидеть его можно в самом институте. Работа нейрохирургов впечатляет. Длится она около двух часов. Назвать ее ювелирной - мало. Просчитано все до секунды, каждое движение каждого из тех, кто стоит у операционного стола, четкое, выверенное до миллиметра. За три года через их руки прошло более 300 пациентов. Примерно 60 процентов из них избавились от наркотической зависимости. Это самый высокий показатель в мире для подобного рода лечения...
В истории с претензиями к врачам 22-летнего Александра много сомнительного, неясного. Он, например, упрекает медиков в том, что ему "вскрыли череп и заморозили несколько участков мозга". Но уникальность методики института как раз в том, что в черепе пациента специальным инструментом просверливается небольшое отверстие - никакой трепанации! - дабы получить доступ к нужному участку мозга, который и замораживают. "Несколько участков" подвергать заморозке не требуется - это знает любой врач, знакомый с анатомическими и физиологическими особенностями строения головного мозга. Александр делает акцент на том, что над ним "проводился эксперимент". Однако все эксперименты по данной методике были завершены еще до получения лицензии на проведение регулярных плановых операций. "Тяга и желание к героину не пропадали у меня ни на минуту", - указывает он в иске. Но человеку, "сидящему на игле", тем более давно, имеющему в этом деле "стаж", как правило, не до тяжб, у него одна навязчивая идея - уколоться. Откуда тут взяться силам для обращения в суд, в течение нескольких месяцев ходить на его заседания, встречаться с юристами?
Тем не менее местный суд в середине июня постановил принять решение о частичном удовлетворении иска и взыскании с Института мозга человека и ООО "Медобслуживание" (компании, которая формально проводит лечение) более 200 тысяч рублей в пользу истцов. После чего Гражданская комиссия по правам человека направила запрос о законности применения таких операций в Генпрокуратуру. Та переправила его коллегам в Петербург. Прокуратура же Петербурга то ли не захотела, то ли по какой-то другой причине не смогла вникнуть в суть дела. И вынесла свой вердикт, поставив, по сути, знак равенства между двумя разными формулировками, использующимися Минздравом: "не рекомендованы к применению" и "запрещены к применению". Те операции, которые делают наркозависимым людям в Институте мозга человека Российской академии наук (цитирую!) "не рекомендованы к широкому применению".Это несколько иное, согласимся, чем "запрещены", - хотя решение тут немыслимо, понятно, без высококвалифицированных экспертов.
От редакции: Независимо от того, чем закончится спор между прокуратурой Петербурга и всеми уважаемым институтом, эта история требует дальнейшего и пристального внимания медицинской общественности. Очень многие психиатры-наркологи считают недопустимым использовать нейрохирургические операции для лечения наркомании. Только дальнейшее тщательное изучение этих методик, оценка отдаленных последствий таких операций сможет дать окончательный ответ о правомерности их использования в медицинской практике.