АФРИКАНСКИЙ ВИРУС ПРОБРАЛСЯ В СИБИРЬ

В середине сентября будет обнародовано официальное заключение специальной комиссии, расследующей инцидент в новосибирском НИИ молекулярной биологии. Пятого мая во время эксперимента с морскими свинками лаборантка отдела особо опасных инфекций Антонина Преснякова случайно уколола левую ладонь иглой шприца. О случившемся сразу сообщила руководству. Женщину изолировали в специальном бункере Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии "Вектор", ввели ей гамма-глобулин, внимательно ее наблюдали. Ведь подопытные животные были инфицированы вирусом Эбола...

При лечении пострадавшей консультации оказывали лучшие специалисты Минздрава России, а также иностранные ученые, принимавшие участие в ликвидации эпидемий в Африке. Однако, несмотря на все меры, 19 мая Антонина Преснякова скончалась.
Ее дочь Наталья до сих пор не может поверить в случившееся.
- В тот день она ушла на работу, и больше мы ее не видели, - рассказала Наталья по телефону. - С утра мама была веселая, напевала что-то... Потом нам позвонили и сообщили, что с ней произошел несчастный случай, она в больнице, но навещать ее пока нельзя. А через две недели - опять звонок: мама умерла...
- Антонина была прекрасным специалистом, здесь она проработала 20 лет, и ни одного нарекания, - рассказывают коллеги погибшей. - Как могло произойти, что она укололась иглой, - не представляем...
Хоронили Антонину Преснякову в закрытом цинковом гробу. Для того чтобы исключить распространение вируса из могилы, тело обрабатывали специальными препаратами. Близким не разрешили подходить к гробу и прикасаться к телу.
- Это очень грустный случай, - сказал нам директор НИИ молекулярной биологии, входящего в состав научного центра, Сергей Нетесов. - ГНЦ ВБ "Вектор" располагает одной из самых полных в мире коллекций опасных вирусов, в том числе лихорадок Эбола и Марбурга, атипичной пневмонии и других. Вирус геморрагической лихорадки Эбола относится к первому классу опасности, смертность от нее достигает 90 процентов. Поэтому шансы на излечение были ничтожно малы, хотя делалось все, что возможно. Для расследования была создана специальная комиссия. В проекте ее заключения говорится, что комиссия подтвердила рабочую версию расследования: причина заражения - неосторожность.
Директор не любит вспоминать, что это не первое ЧП такого рода. В 1988 году точно так же погиб сотрудник центра, заразившийся вирусом геморрагической лихорадки Марбурга. В 1990 году тем же вирусом был инфицирован еще один сотрудник центра. Его удалось спасти, но он стал инвалидом. Не слишком ли высокая плата за "неосторожность"?
У областной прокуратуры свой взгляд на ситуацию. Во время проверки она выявила ряд нарушений требований охраны труда. Речь, в частности, идет о правилах работы с инфицированными иглами.
- К ответственности будут привлечены гендиректор центра Лев Сандахчиев, его заместитель, руководитель НИИ молекулярной биологии и заведующий отделом биологической безопасности, - сообщил "Труду" прокурор по надзору за исполнением законов на особо важных режимных объектах Юрий Белоус. - По статье 5.27 Административного кодекса на них наложен штраф. Мы намерены тщательно разобраться во всем и выяснить, какие меры необходимы, чтобы исключить повторение таких случаев.
С тем, что особо опасные биологические объекты в нашей стране имеют недостаточно высокую защиту, согласен заведующий кафедрой микробиологии и вирусологии Московской медицинской академии, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Воробьев.
- Беда таких предприятий - общая для всей отечественной науки: недостаточное финансирование, - считает Анатолий Андреевич. - Денег не хватает на все - препараты, оборудование, систему защиты... Но зачастую ссылки на дефицит средств прикрывают банальное разгильдяйство. Отсюда трагедии...
В целом молекулярная биология не стоит на месте. Получены и испытаны образцы комплексной химической туляремийной вакцины, вакцин против чумы и сибирской язвы. Уровень отечественной науки в области биологии и медицины, накопленный в последние годы экспериментальный материал позволяют говорить о том, что мы не беззащитны перед биологической опасностью, человек способен противостоять ей. Но это же не повод для успокоенности. Мир микробов и вирусов агрессивен, изменчив, постоянно готов к нападению, изыскивает новые жертвы. Уповать здесь на "авось" - смерти подобно. И ЧП в Новосибирске - тому подтверждение.