СТАНИСЛАВ МЕНЬШИКОВ: БЕЗЖАЛОСТНЫЙ КАПИТАЛИЗМ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ

Двенадцать лет назад профессор МГУ Станислав Меньшиков уехал в Нидерланды читать курс лекций об экономике постсоциалистических стран. Все эти годы он внимательно следил за тем, что происходит на Родине. Результатом этих наблюдений стала вызвавшая большой интерес на Западе книга "Анатомия российского капитализма". Недавно С. МЕНЬШИКОВ приехал в Москву и дал интервью для "Труда".

- Станислав Михайлович, как вам нравится наш капитализм?
- Знаете, он очень национальный. Ленин полагал, что достаточно изменить форму собственности, заменить частную на государственную - и получится социализм. Современные российские реформаторы оказались настоящими ленинцами, с обратным знаком. Они заявляли, что если государственную собственность сделать частной, то сразу возникнет капитализм и материальное благополучие. На практике в том и другом случаях за эксперимент пришлось заплатить резким ухудшением условий жизни.
После революции большевикам на восстановление предвоенного уровня ВВП, если исключить три года гражданской войны, понадобилось 9 лет: в 1929 году ВВП достиг 102,6 процента от уровня 1913 года. В современной России через 9 лет после начала реформ ВВП составил 55 процентов дореформенного 1990 года. Удвоить нынешний ВВП обещают в 2010 году. Через 18 лет после начала реформ. Если, как утверждают многие, рыночная экономика более естественна, чем искусственно насажденный социализм, - почему преобразовать социализм в капитализм значительно труднее?
- Может быть, потому что наш рынок "нездоров", его постоянно лихорадит? Вот сейчас взыскивают неуплаченные налоги с ЮКОСа, а падают акции всех компаний...
- Как экономист я предпочитаю говорить об экономической составляющей "дела ЮКОСа". В прошлом году эта компания получила 36 копеек прибыли на рубль реализованной продукции. Для сравнения: успешные компании США гордятся прибылью в размере 10 процентов. При этом американцы платят свыше 40 процентов налогов на прибыль, а ЮКОС - около 20 процентов. Его менеджеры все силы направляют на то, чтобы еще "минимизировать" затраты. То есть меньше платить государству.
- Тогда возникает вопрос: куда смотрит государство? Почему правительство отдало ту же нефтяную отрасль на откуп и позволяет получать заоблачную прибыль за счет эксплуатации недр?
- В руководстве экономикой РФ ключевую роль играют неолиберальные экономисты: Кудрин, Греф, Илларионов. Они считают, что задача государства - стимулировать экономику, всячески снижая налоги на бизнес. А бизнесмены, дескать, сами распорядятся деньгами, вкладывая их в развитие производства.
- Разве не логично?
- Новая экономическая система унаследовала громадный производственный потенциал. Именно этот материальный фундамент превратился в основу личного обогащения. Класс новых капиталистов вышел из планового хозяйства - в лице представителей теневой экономики и переродившейся советской элиты. Все это наложило неизгладимый отпечаток на новых русских капиталистов, привыкших скрывать свои доходы, а если называть вещи своими именами, воровать.
- Но все большие состояния, в том числе на Западе, нажиты нечестным путем.
- Там это было давно. Потомки представителей дикого капитализма работают по существующим правилам.
- Со временем и у нас так будет?
- Возможно. Но сегодня олигархический капитализм наносит колоссальный ущерб. Потому что он присваивает практически всю ренту и лишает другие отрасли ресурсов для развития.
К сожалению, правительство не делает различия между бедными отраслями и богатыми, не изымает сверхприбыль. Даже говорить о ренте стесняются - мол, это марксистская терминология. На самом деле со времен Адама Смита в экономической теории всякая сверхприбыль называется рентой. Пока в России будет сохраняться колоссальная разница в норме прибыли различных отраслей, пока правительство не примет меры, чтобы снять немыслимые перепады в доходах предпринимателей, ничего хорошего в экономике нам не светит.
- Наш президент тоже этим обеспокоен. Он не раз заявлял, что надо изымать сверхдоходы, развивать на эти деньги высокотехнологичные отрасли.
- Проблема в том, что мы оказались на задворках мировой экономики. И мы там останемся, если правительство будет проводить политику уравниловки в области налогообложения.
- Недавно вышла книга "Российская экономика. 2003 год". Авторы пишут, что плоская шкала налогов, то есть, по-вашему, уравниловка - наше главное достижение.
- Если речь идет о 13-процентной шкале налогообложения, то я не вижу в этом никакого достижения. Это просто перераспределение национального дохода от бедных к богатым. Конечно, богатые считают это справедливым. Но с точки зрения экономической науки налоги справедливы, когда они начисляются прямо пропорционально уровню доходов. В "самой капиталистической" стране мира США действует прогрессивная система налогообложения.
- Вы все время ставите Америку в пример. Почему вообще надо сравнивать Россию с США?
- Потому что там построили самый эффективный капитализм, при котором большинство населения очень неплохо живет. А у нас хорошо живет только меньшинство. Конечно, везде есть коррупция. Но государство там защищает интересы общества, а у нас - небольшой его части. Скажу больше. В России нет внятной промышленной политики. И в этих условиях государственный аппарат объективно работает против бизнеса, который пытается развивать несырьевые отрасли.
- Это вы о чем?
- Дерипаска хотел развивать автопром - получил от ворот поворот. Мордашов купил Ульяновский автомобильный завод - никаких перспектив. С тем же успехом Александр Лебедев пытался вложить деньги в воронежские телевизоры и авиапром. Капитализм состоится, если он работает не на 10-15 процентов населения, как у нас, а на 90, как в США. Потому что рано или поздно нефтяная скважина иссякнет. С чем тогда мы останемся? И что будет делать правительство?
- Спорить не стану, "несознательный" у нас капитализм... А разве бывает иначе?
- Бывает. Норма прибавочного продукта (прибыли) в России на 60 процентов выше, чем в главной капиталистической стране мира. С учетом скрытых доходов наших олигархов - как минимум в 2,2 раза выше. А вот доля оплаты труда в ВВП на 27 процентов ниже, чем в США. Там зарплата составляет около 60 процентов ВВП. У нас - около 40. Это проявление "пиратского характера" российского капитализма.
Правда, и в США были годы, когда доля зарплаты снижалась до 40 процентов ВВП. В 1929 году. Во время великой депрессии. Но тогда нашелся Форд, который сказал: "Я должен платить рабочим столько, чтобы они были в состоянии покупать машины, которые они производят". Низкий потребительский спрос - это проблема не только государства, у которого ресурсы ограничены. Это никак не могут понять наши олигархи. У нас безжалостный капитализм, который строится за счет обнищания большинства населения. И потому неэффективный.