ПРОЩАЙ, "ЧАРЛИ"

Некогда грозный боевой подводный корабль обреченно приткнулся к внутренней стенке наполненного водой сухого дока и представлял собой весьма жалкое зрелище: обросший ракушками, ржавый от многолетнего стояния у пирса. Газорезчики уже сняли верхнюю часть легкого корпуса, поэтому палубы и обшивки боевой рубки у подлодки не было.

- Это "Чарли" по натовской классификации, а по нашей - АПЛ второго поколения проекта 670. Лодка имеет семь отсеков, торпедно-ракетная, многоцелевая, - поясняет сопровождавший нас начальник управления утилизации дальневосточного завода "Звезда" Александр Киселев.
Перед тем как атомоходу стать на утилизацию, из его реакторного отсека обязательно выгружается отработанное ядерное топливо. Этим занимается береговой комплекс, расположенный на северной площадке предприятия.
Таких уникальных комплексов в стране всего два: на "Звезде" в городе Большой Камень и на "Звездочке" в Северодвинске. За год каждый способен выгрузить ядерное топливо из 4 атомоходов.
Только после этой сложной и опасной операции подводный корабль поднимается на стапель для дальнейшей утилизации. Здесь лодка разрезается на три блока. Первым отделяют реакторный отсек, который, несмотря на выгруженное ядерное топливо, остается опасным в радиационном отношении. Поскольку сам по себе он не удержится на поверхности, то оставляют и два смежных, из которых выгружается оборудование. Они играют роль поплавков. Такой герметичный блок может храниться на плаву примерно 25 лет. Для более длительного хранения реакторных отсеков строится наземный комплекс в бухте Разбойник. Подобное хранилище возводится также и на Кольском полуострове.
А тем временем, пока в сухом доке идет подготовка к утилизации очередной АПЛ, буквально рядом, на стапелях, слесари -монтажники Юрий Воробьев и Алексей Нефедов разбирают торпедный аппарат, который остался от предыдущей утилизированной субмарины.
- Александр Михайлович, позволяют ли мощности завода утилизировать больше атомных лодок?
- Безусловно. Но нынешнее скудное финансирование, что тут скрывать, не обеспечивает полной загрузки производственных мощностей. Хотя в текущем году финансирование выросло почти в 2 раза против прошлого. Это связано с тем, что сегодня проблема утилизации АПЛ на Дальнем Востоке носит более острый характер, чем на Северном Флоте страны. У нас в ближайшее время подлежит утилизации 35 атомных подводных лодок. Это субмарины первого и частично второго поколения.
- А почему именно на Дальнем Востоке наиболее остро стоит проблема утилизации атомоходов?
- Дело в том, что изначально основные средства Минатом, как госзаказчик по утилизации, направлял на северодвинскую "Звездочку" и другие предприятия Северо-Запада, так как там было больше лодок для разделки. Во-вторых, большую финансовую помощь им оказали страны Запада, что и позволило обеспечить опережающие темпы утилизации АПЛ. Сегодня ситуация меняется. Поскольку Россия обязалась утилизировать все выведенные из боевого состава АПЛ до 2010 года, то приоритет бюджетного финансирования заметно сместился на Дальний Восток.
- Поэтому без помощи японцев, о которой много говорят, наверное, не обойтись? Однако при всем желании, если в год утилизировать только по четыре лодки, вы не успеете разделать 35 АПЛ до намеченного срока.
- Японцы, к сожалению, пока профинансировали утилизацию только одной подлодки класса "Виктор" (заводской номер 304). Она была разделана в начале прошлого года. Пока не завершены переговоры между Россией и Японией об утилизации еще 5 атомных лодок. Хотя это и было обещано японской стороной.
- А чем помогли американцы?
- При непосредственном участии США на заводе создана инфраструктура утилизации. Вот перед вами стоит гильотина "Харрис". Появился участок по переработке кабеля, береговой комплекс выгрузки ядерного топлива стоимостью 16 миллионов долларов. Создана система физической защиты, и плюс к этому поставлено достаточно много оборудования: автокраны, трейлеры, тягачи, газорезательные аппараты... Американцы все это сделали за свой счет. Благодаря их помощи с 1999-го по 2004 год "Звезда" утилизировала 12 стратегических атомных лодок. С американцами нам гораздо легче вести переговоры, поскольку они обладают собственным опытом утилизации. Им не нужно, как японцам, объяснять прописные истины.
- А сколько всего ваш завод утилизировал атомоходов?
- Завод начал заниматься разделкой в 1989 году. По сегодняшний день мы порезали на металлолом 30 подводных лодок.