ВСТРЕЧА С БУЛЬДОЗЕРОМ У ФОНТАНА

Год тому назад (цитирую "Труд"), отчаявшись бороться с самовольными застройщиками, мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов организовал показательный снос кафе "У фонтана", лично возглавив работы по разрушению пристроя к основному зданию. Само кафе тогда ломать не решились, тем более что в дело вмешалась прокуратура и потребовала на это решение суда.

За историей следил весь город: кто кого - мэр города или хозяин кафе Араик Багдасарян? Тяжба шла с переменным успехом. Горадминистрация, как и положено, подала исковое заявление в суд, но Багдасарян заседания игнорировал. А заведение продолжало функционировать как ни в чем не бывало, хотя хозяин письменно обещал снести его добровольно к 1 января этого года.
И вот наконец свершилось. Суд в отсутствие ответчика принял-таки решение о принудительном сносе кафе. На сей раз все обошлось без личного участия мэра: экскаваторы и бульдозеры прибыли в сопровождении двух десятков судебных приставов. Как и положено, описали имущество, вывезли его, и в считанные часы на месте капитального здания остался лишь фундамент.
Однако у обывателей возникает множество вопросов. Как так получилось, что в центре города, на глазах у всех, причем в водоохранной зоне, предприниматель самовольно захватил полтора гектара земли и безвозмездно пользовался ею почти 8 лет? Даже подсобное хозяйство у него здесь было свое. Каким образом Багдасаряну удалось без каких-либо разрешений подключиться к системам электро- и водоснабжения, другим коммуникациям? Кроме канализации, которой здесь попросту нет, а потому все "отходы производства" попадали в Гребной канал - одно из любимых мест отдыха горожан - и далее в Волгу. Куда смотрела бдительная налоговая инспекция? Процветающее кафе даже не было зарегистрировано, и хозяин его за все эти годы не заплатил ни рубля налогов. Впрочем, не имел он и разрешения на торговлю винно-водочными изделиями, а это была едва ли не основная статья доходов. И, наконец, откуда эта беспомощность районных и городских властей, спохватившихся лишь в конце прошлого года, когда странным объектом заинтересовалась природоохранная прокуратура? Скорее всего, Багдасарян знал, за что, кому и сколько надо давать. Иначе чем объяснить, что и после решения суда он палец о палец не ударил для его исполнения. Более того, принимал заказы на празднование свадеб.
В последний месяц лета в Нижнем разрушены еще два незаконно возведенных объекта: торговый павильон в Сормовском районе и гараж - в Ленинском. Но все это капля в море. Городская администрация выдала предписание на снос 460 объектов, по ста из них дела переданы в суды. Причем мэрия не настаивает на уничтожении всех строений: там, где это не противоречит градостроительным планам и нормам, хозяевам достаточно оформить соответствующую документацию и тем самым легализоваться. Главная задача, по словам Вадима Булавинова, не снос, а наведение в городе порядка, соблюдение закона, который един для всех независимо от должностей и званий.
Однако проблема эта непростая. Как утверждает мэр, в городе не 460, а тысячи, даже десятки тысяч незаконных строений, в основном гаражей. Все снести невозможно: по каждому требуется решение суда, а многие автовладельцы построили их два-три десятка лет назад, когда никаких документов не требовалось.
Впрочем, чтобы упростить процедуру, мэрия намерена внести на рассмотрение в городскую Думу специальное положение о внесудебном сносе незаконных строений. Тогда прокуратуре придраться будет не к чему. Поможет ли?