05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МИХАИЛ КОЗАКОВ: С ГОДАМИ ПОНИМАЕШЬ ЦЕНУ ЛЮБВИ

Садчиков Михаил
Опубликовано 01:01 31 Августа 2005г.
Народный артист СССР Михаил Козаков в свои 70 меньше всего похож на уставшего от жизни пенсионера. Михаил Михайлович по-прежнему много и жадно творит на разных фронтах - в кино, театре, на ТВ, эстраде. Казалось бы, он все прошел, все попробовал, но для Козакова нет в жизни штампов и скучных истин...

- Михаил Михайлович, вы являетесь одним из самых ярых критиков современных телесериалов. Почему же сейчас сами поддались искушению снять многосерийный фильм?
- Это будет совсем другое кино. Как режиссер я вскоре приступлю к съемкам шестисерийного телефильма по сценарию Александра Бородянского. Это картина об эмиграции 30-х годов во Франции. Среди главных персонажей - Марина Цветаева и Сергей Эфрон. В картине много политики и идеологии, но над всем парит поэзия Цветаевой, составляя позитивное начало. Среди сорока актеров, которых я приглашаю в фильм, - Зинаида Шарко, Игорь Костолевский, Сергей Дрейден, Наталья Данилова, Илья Шакунов, Анна Каменкова...
- Интересно, что вы думаете о новом поколении актеров?
- Это очень сложная проблема. Возьмите наше поколение (я уж не говорю о стариках!) - это были личности. Борисов, Луспекаев, Смоктуновский, Ефремов, Даль, Богатырев, не говоря уже о Высоцком и Шукшине. Это были содержательные, одухотворенные люди. Они что-то хотели сами рассказать через свое искусство, а не просто хорошо роль сыграть. Сейчас же есть отдельные одаренные актеры - в большей или меньшей степени. Но дело в том, что они, как правило, попадают в такой сериально-мыльный материал, что им не "выплыть".
- Вы считаете, хороший актер не способен вытащить плохой драматургический материал?
- Играть фальшивую драматургию все равно что играть фальшивые ноты.
- Кто у вас сыграет Цветаеву и Эфрона?
- Галина Тюнина и Кирилл Пирогов - актеры из "Мастерской Петра Фоменко".
- А что случилось с вашим мюзиклом по "Свадьбе Кречинского"? Кажется, он должен был называться "Джокер", но так и не вышел в прокат...
- Почему же, вышел. Первый канал показал фильм в три часа дня в понедельник, когда его никто не увидел. Теперь вся надежда на видео.
- В свое время вы говорили о желании снять картину по роману "Московская сага" Василия Аксенова... Понравилась ли вам экранизация, показанная не так давно?
- Не понравилась. Роман Аксенова надо было очень серьезно переосмысливать, чтобы адаптировать для кино. Попытка была, но фильм получился положа руку на сердце скверным. Хотя играют там Чурикова, Соломин и другие хорошие актеры...
- Но и у вас бывают неудачи... Как иначе назвать вашу работу в таком чудовищном фильме, как "Полет в космос"?
- Я оценил вашу иронию. История такая. У меня был крах с деньгами. Вдруг звонят, предлагают маленькую роль, съездить на пару дней на Кипр, хорошо заплатить... Я согласился, толком не прочитав сценарий. Приехал на съемки и чуть в обморок не упал: действие происходит в Голливуде, я играю фотографа, который выбирает на кастинге актеров, а среди них два спешно загримированных костюмера... Короче, кассету с этим фильмом я выкинул в мусоропровод!
- Ситуация понятная: деньги всем нужны!
- Но это еще и вопрос амбиций. Есть такая эпиграмма, ее приписывают не то Пушкину, не то Вяземскому. Беседуют юноша и старик. Юноша говорит: "О независимость, ты друг, ты идол мой, души богатства не возвысь! Что деньги!.." На что старик вздыхает: "От денег, милый мой, и независимость зависит!" К сожалению, эта мудрость на все времена. Другое дело, что амбиции денежные у всех разные. Мои сегодня, прежде всего, направлены на воспитание детей, что учатся за границей. У меня же самого нет ни дачи, ни машины, ни сбережений... Но я нормально живу, у меня однокомнатная квартира, там есть все, что мне необходимо. А другой на моем месте скажет: "Я хочу того, другого, третьего!"
- Тем более что Козаков - народный артист, можно сказать, национальное достояние!
- Фраз таких терпеть не могу! Все в одночасье стали легендами, великими, суперзвездами. Слово "монстр" теперь употребляется исключительно в положительном смысле. Все смешалось! Я же в великие не лезу, а вот учусь беспрерывно. Писатель Нина Берберова сказала: "Человек рождается глупым, а дальше строит свой ум". Строить ум можно до конца жизни.
- Не только сами учитесь, но и других наставляете, воспитываете!
- Никого я не воспитываю! Делаю только то, что самому интересно, в надежде на то, что есть еще люди, которые это оценят. Мне не нравятся пафосные фразы: "Театр - это кафедра! Театр - это трибуна!" Хотя, конечно, искусство как-то влияет на аудиторию. Смотрите, как нынче попса влияет на массы, давит по всем фронтам! Попса не только в эстрадной музыке, она уже повсюду - в живописи, театре, кино, ТВ-сериалах. Все съедает, развращая, дебилизируя публику. Но я отношусь к подобной ситуации как данности. Продолжаю работать. Снял "Медную бабушку" для канала "Культура". По ТВЦ дважды показывали мой фильм "Играем Шекспира", где собраны разные актерские Гамлеты, Лиры и так далее. Критики отметили, что получился совершенно новый, синтетический жанр: я там и актер, и режиссер, и комментатор, и документальную хронику использую.
- Большой резонанс получила ваша совместная поэтическая программа с джазовым саксофонистом Игорем Бутманом "Дуэт для голоса с саксофоном" по Бродскому...
- Мы живьем играли, и ТВ-версию сняли, и версию для ДВД выпустили.
- Скажите, а Бутман гений?
- Знаете, гений - это Пушкин. А Бутман иногда играет гениально. Смотря кого взять за точку отсчета! Если от Александра Сергеевича - один разговор, а если от Баскова - немножко другой...
- Какая музыка вас вдохновляет?
- Классическая, джазовая. Я без музыки жить не могу. У меня дома все время что-то звучит, крутится-вертится. Вот сегодня у меня настроение слушать "Сонату" Бетховена, и буду слушать ее до бесконечности.

- В свое время вы руководили очень успешной "Антрепризой Михаила Козакова", но об этом проекте давно ничего не слышно...
- Да, я держал антрепризу, но она лопнула. Хотя даже на Бродвее играли в зале на полторы тысячи мест. У нас были хорошие спектакли, хорошие актеры, но не было своего здания... Я очень долго боролся за то, чтобы государство выделило в Москве для всех антрепризных трупп одно здание и мы могли бы его арендовать, чтобы не зависеть от директоров стационарных театров, которые то дадут тебе играть, то не дадут, то цены поднимут, то еще что-то придумают... Я ходил с этой идеей к министру культуры, выступал на съездах театральных деятелей, но не добился ничего, хотя все антрепризные театры меня поддерживали. И мы лопнули, потому что я не могу делать дешевку. Мы не задирали цены, играли серьезный репертуар вплоть до Дюрренматта, хотя комедии тоже играли. Но чтобы держать серьезную антрепризу, похожую на настоящий театр, надо иметь базу как минимум. Я уже не говорю о спонсорах. В какой-то момент я не выдержал, нервы сдали...
- Вы сняли любимый многими поколениями фильм "Покровские ворота" и еще несколько знаковых картин. Но где-то я вычитал, что ваши картины не получили ни одного приза...
- Почему же? "Безымянная звезда" получила приз Азербайджанской академии наук. Помню, Игорь Костолевский привез мне оттуда коврик, который я положил в уборную под ноги...
- Но к прошлогоднему юбилею вас завалили наградами и презентами?
- Я получил к своему 70-летию пять тысяч рублей от московских властей.
- А в прессе писали, что вам к юбилею дали еще и квартиру!
- Мне? И кто это мне дал? Догнали и еще дали... Я сам купил однокомнатную квартиру на свои кровные. Я ведь много работаю.
- Это правда, что в вашей карьере был такой эпизод, когда вас уже отсняли в фильме "Звезда пленительного счастья", но потом вырезали?
- Да, я играл Волконского (в итоге им стал О.Стриженов. - М.С.). Отсняли уже треть роли, а потом начальство потребовало меня убрать. Они тогда вообще очень боялись этого фильма, ассоциаций с диссидентами. Как бы то ни было, картина получилась хорошая.
- Михаил Михайлович, как вы провели лето?
- В работе. Слава Богу, работы выше крыши. Это счастье - знать, что ты востребован, нужен в свои 70.
- Что для вас сейчас является в жизни главным?
- В первую очередь работа. Потом дети, друзья.
- А как же любовь?
- Как сказал один философ, есть три ценности: религия, любовь и искусство. Других ценностей нет. Он имел в виду любовь в широком смысле слова. Это необязательно секс (хотя это важно!). Особенно с годами начинаешь понимать цену любви...
- Ваша личная жизнь могла бы стать предметом захватывающего романа!
- Очень путаная личная жизнь вышла, но, знаете, у меня даже с бывшими женами очень хорошие отношения. Мы очень дружим с Гретой, она мне родной человек, мать моих старших детей. И с Региной, которая теперь в Штатах, общаемся. С Аней меня связывают дети Миша и Зоя, они учатся в американском колледже в Израиле.
- Расскажите о ваших детях...
- Долго придется рассказывать. Больно много их: пятеро детей, пятеро внуков. Старшей моей дочери Кате 47 лет, она редактор архитектурного журнала. Кирилл снимается и занимается организацией кастингов. Манана живет в Грузии, играет по-грузински. Мишане 16, он увлечен математикой плюс играет на бас-гитаре, очень музыкальный. Зойке 10 лет, она всем с успехом занимается: и балетом, и плавает в детской команде "Маккаби", и рисует, и вдруг вышла на сцену, заиграла. Очень открытая девочка... Внуки... Один внук, Антон, сын Кирилла, живет в Америке. Он гуманитарий, русский знает, хотя и говорит с акцентом. Он еще и греблей занимается. Когда бываю в Америке, вижусь с ним...
- А что у вас сейчас на личном фронте?
- Мне хорошо, я не одинок.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников