"ЗАЯЦ" НА "КОЛБАСЕ"

Контролера теперь не встретишь в московском автобусе - везде стоят турникеты. Но еще совсем недавно эти охотники на "зайцев" водились во множестве. Впрочем, пассажиры их не особо боялись: ну поймает, ну высадит... В крайнем случае придется штраф заплатить.

Однако отнюдь не всегда "контролерово племя" было таким безобидным. В истории городского пассажирского транспорта Москвы отмечены по крайней мере два периода, когда встреча контролера с безбилетником могла обернуться для последнего многомесячным тюремным заключением! (К слову, именно в результате появления таких драконовских законов и появился в народе знаменитый термин "заяц".)
Первая волна "билетного террора" накрыла столичные трамваи-автобусы в середине 1930-х. Чтобы одернуть чересчур уж разбаловавшуюся публику, городские власти отдали распоряжение: отныне неоплаченный проезд в транспорте приравнивать к злостному нарушению общественного порядка. А за такое прегрешение по тогдашнему УК можно было запросто получить тюремный срок.
И получали! Особо вопиющий случай наказания за "неправильную оплату проезда" даже привлек внимание наших известных писателей-острословов Ильфа и Петрова. В газете "Правда" они опубликовали фельетон "Дело студента Сверановского". Там рассказывалось, как 28 апреля 1935 года некий молодой человек - Михаил Сверановский, ехавший на трамвае в свой родной автомеханический институт, был уличен ревизором в том, что вместо 15-копеечного билета купил 10-копеечный (в то время практиковалась оплата "по станциям" - в зависимости от дальности поездки). Несчастный студент вместо институтской аудитории оказался в милиции и после составления протокола был посажен в КПЗ. А еще через 10 дней состоялся суд, который и приговорил беднягу Сверановского к двум годам тюрьмы "за хулиганство". Вот это называется - сэкономил пятачок!
Впрочем, по прошествии некоторого времени столь жестокие меры против безбилетников сошли на нет (а может, и фельетон свое дело сделал). К 1937 году было уже совершенно неактуально ловить граждан на подобных мелочах, чтобы дать им какие-то жалкие пару-тройку лет лагерей. В стране развернулась уже настоящая, полномасштабная работа по массовой отправке людей за колючую проволоку на серьезные сроки.
Следующий всплеск борьбы с "пассажирским беспределом" пришелся на 1947 год. В преддверии празднования 800-летия Москвы решили навести порядок на столичных улицах, а заодно избавить столицу от всякой подозрительной публики. В инструкциях, спущенных сверху, так и было сказано: "Очистить Москву от отдельных антиобщественных проявлений". К таковым относились, например, попрошайничество, безбилетный проезд и столь популярная тогда у москвичей езда на "колбасе", то есть на трамвайном буфере-сцепке, выступающем позади каждого вагона. Все эти действия попали в разряд "нарушения общественного порядка" и могли караться тюремным сроком от трех до пяти лет.
Как вспоминают старожилы, в наземном транспорте тогда провели несколько масштабных "зачисток" с привлечением крупных милицейских сил. Часть из этих нарушителей - те, кто выглядел поприличнее, - отделывались внушительными штрафами, а вот другим повезло куда меньше: они угодили на тюремные нары, были высланы из столицы...
"Акции устрашения" дали ожидаемый результат. Москву почистили, безбилетников припугнули... А тут как раз и новые модели трамваев стали на линии поступать - уже вовсе без "колбасы".