03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА: В ПОИСКАХ ТРЕТЬЕГО ПУТИ

Зимоха Алексей
Опубликовано 01:01 31 Августа 2006г.
Известно, что освоение северных территорий - дело дорогостоящее и весьма непростое со многих точек зрения. Государства приарктической зоны со значительными территориями, расположенными в экстремальных природно-климатических условиях, можно пересчитать по пальцам - 5 скандинавских стран (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия), США, Канада и, конечно, Россия.

При этом наша страна была единственным примером освоения Арктики в условиях плановой, мобилизационной экономики. В результате российский Север оказался не готов к внедрению рыночных принципов в 90-е годы. Массовые миграции, маргинализация жителей возникших в советские годы населенных пунктов стали повсеместной картиной. В этой связи может быть полезным изучение зарубежного опыта освоения приарктических территорий.
Существуют два пути - скандинавский и американский. Первый получил развитие на скандинавском Севере Европы. Скандинавский путь развития осуществлялся с опорой на местные ресурсы и постоянное население, проживающее в субарктических районах и занимающееся традиционными видами деятельности - лесным хозяйством, рыболовством и оленеводством. Несмотря на специфический характер деятельности, жители северных скандинавских провинций пользуются всеми благами цивилизации: развитие инфраструктуры и качество жизни населения на Севере скандинавских стран практически не уступает общеевропейским сельским стандартам, а иногда и превосходит их.
Американский путь базируется на вахтовом методе, когда для освоения ресурсов приарктической зоны создаются поселки рабочих, которые трудятся только летом, а зимой возвращаются на юг страны. Особенно широко вахтовый метод практикуется в Канаде. Коренное население северных территорий живет обособленной жизнью и в большинстве своем не пользуется благами цивилизации.
Если исходить из природно-климатических и ресурсных предпосылок, то для большей части территории России с ее крайне суровым климатом, мало пригодным для постоянного проживания, больше подходит канадская модель. Исключение составляет лишь, пожалуй, европейский Север, где зима пусть и холоднее скандинавской, но куда более мягкая, чем за Уралом.
Но основная проблема состоит в том, что канадский метод переносить напрямую нельзя, так как за советские годы была создана гигантская инфраструктура, связывающая северные территории с "материком", построены целые города, рассчитанные на постоянное проживание. Поэтому в условиях вахтового метода, если созданные предприятия, к примеру, будут работать только летом, потенциал Севера будет явно недоиспользован. Симптоматичная ситуация сложилась вокруг "стройки века" - Байкало-Амурской магистрали. Сейчас убытки от эксплуатации магистрали составляют более 3 млрд. рублей в год, и загружена она всего лишь на четверть пропускной способности.
Очевидно, для того чтобы удержать уже существующую инфраструктуру от деградации, необходимо государственное финансирование. Учитывая, что российский Север обладает колоссальным ресурсным потенциалом, деградация инфраструктуры привела бы к сужению возможностей его экономического развития. Это не только ударит по благополучию северян, но и явится сдерживающим фактором для позитивной экономической динамики страны в целом. По всей видимости, было бы правильно, если бы государство проанализировало американскую и скандинавскую модели и выработало третий путь освоения Севера, который, возможно, будет назван российским.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников