«Доживем до понедельника». Фильм, который мог не состояться

Как вспоминал режиссер Станислав Ростоцкий, сначала зал принимал фильм холодно, но в финале все аплодировали стоя

50 лет назад на экраны страны вышел фильм «Доживем до понедельника», который с годами приобрел статус культового. А ведь этого фильма могло бы и не быть.

Большого успеха, казалось, ничто не предвещало. Сценарий фильма о трех днях из жизни школы написал начинающий драматург, в прошлом учитель Георгий Полонский. Директор Киностудии имени Горького предложил поставить фильм режиссеру-фронтовику Станиславу Ростоцкому, который до того снимал главным образом кино о войне. Материал был для режиссера новый, но сценарий его по-настоящему увлек. В нем не было советских пропагандистских штампов, напрочь отсутствовала назидательная интонация, поднимались острые для своего времени проблемы.

Видимо, по этой причине в Госкино отнеслись к идее картины холодно. Ростоцкий послал на утверждение литературный сценарий, потом режиссерский, но ответа не последовало. Тогда директор студии принял решение начать съемки на свой страх и риск. Мол, что не запрещено, то разрешено. По тем суровым временам, неумолимо сползающим в застой, это был акт смелости и даже дерзости.

«Мы прекрасно понимали, что каждую минуту фильм могут закрыть, — вспоминал позже Станислав Иосифович, — поэтому съемки проходили очень быстро: мы сняли фильм всего за три с половиной месяца».

До начала съемок была проведена кропотливая работа по поиску актеров. При всей своей камерности «Доживем до понедельника» — кино многолюдное. Одних учеников 9 «Б» класса — 30 человек, и у каждого должно быть узнаваемое и неповторимое лицо. Талантливых ребят искали на улице, в школах, творческих вузах.

Так, роль двоечника Сыромятникова сыграл студент циркового училища Юрий Чернов, ныне народный артист России. Когда его пригласили на кинопробу и он со своими соломенными вихрами вошел в комнату, где уже сидел 9 «Б», кто-то воскликнул: «О, Сыромятников пришел!»

В роли Кости Батищева снялся Игорь Старыгин, будущий «мушкетер». По сценарию он, как сказали бы сегодня, — мальчик-мажор. Умник, циник, модник. Чтобы Старыгин соответствовал своему экранному имиджу, костюмеры пошили ему из найденной на складе джинсовой ткани штаны с заклепками, а Ростоцкий дал Игорю свою куртку, купленную в Канаде. «Вот теперь ты настоящий пижон!» — удовлетворенно сказал он.

Ольге Остроумовой, которая позже сыграет у Ростоцкого Женю Комелькову в легендарном фильме «...А зори здесь тихие», было в ту пору 20 лет.

Она училась в ГИТИСе, это была ее первая роль. У Ольги отсутствовал актерский опыт, зато старания было с избытком, что приводило порой к курьезным последствиям. В сцене с пощечиной Остроумова так врезала по лицу влюбленному в нее романтику и поэту Генке Шестопалу, что ее размашистая пятерня долго горела на щеке у актера Валеры Зубарева. При попытке повторить эпизод Валера, в ожидании удара, стал инстинктивно вжимать голову в плечи. В итоге от дальнейших дублей решили отказаться.

Наиболее сложным был, конечно, выбор актера на роль учителя истории Мельникова, которого в итоге сыграл Вячеслав Тихонов. Ростоцкий, когда-то по-новому открывший актера в фильме «Дело было в Пенькове», с самого начала хотел снимать именно его, но пришлось преодолевать сопротивление автора сценария, который прочил на главную роль актера постарше и менее, что ли, эффектного. Он видел в образе Мельникова Зиновия Гердта или Бориса Бабочкина. Ростоцкий пообещал драматургу с помощью гримеров «состарить» Тихонова, на том и порешили.

Но тут Вячеслав Васильевич стал отказываться от роли. После Андрея Болконского в «Войне и мире», которому актер отдал четыре года жизни и который, по его мнению, у него не получился, образ школьного учителя показался ему мелким. Он в ту пору вовсе решил уйти из профессии, разочаровавшись в своем актерском даре. Но Ростоцкий настоял на совместной работе, а психологическое состояние актера решил переплавить в создаваемый им образ.

Мельников, педагог Божией милостью, тоже ведь переживает в фильме свой личностный, мировоззренческий кризис. Ему уже за 40, у него нет семьи, живет со старенькой мамой. Диссертацию не написал и уже, похоже, не напишет. Прямо об этом в фильме не говорится, но вся черно-белая, сумеречная атмосфера картины с зябкими осенними пейзажами словно напоминает, что оттепель закончилась, наступают заморозки. Время «бунтарей и поэтов», которым Мельников посвящает свой знаменитый монолог о лейтенанте Шмидте, кануло в Лету.

Идет ползучая реставрация недавнего прошлого, в обществе нарастает атмосфера лицемерия, беспринципности, ханжества. Учебники истории, восклицает Мельников, переписываются в соответствии с газетными передовицами (о, как это знакомо нам сегодня!). Коллеги, включая директора школы, превратившегося, по сути, в завхоза, принимают это как данность. В сложившейся ситуации Мельников стал сомневаться в необходимости своей профессии, да и в собственном педагогическом даре, в праве сеять среди современной молодежи «разумное, доброе, вечное», когда в результате зачастую «вырастают белена с чертополохом».

Так переживания героя совпали с внутренней драмой актера, что в итоге помогло Тихонову сделать образ учителя Мельникова живым и глубоким. Позже Вячеслав Васильевич признавался: «Теперь уже, задним числом, я понимаю, что в этом и состоит талант режиссера: увидеть в актере то, что, может быть, он сам в себе даже не подозревает. Сейчас я осознаю, какое счастье, что я все-таки сыграл Мельникова. Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, настоял на своем, заставил меня сняться, и это помогло мне снова обрести веру в себя и вернуться в кино».

Фильм стал событием и для жены Ростоцкого, актрисы Нины Меньшиковой, которая выразительно сыграла косную учительницу литературы Светлану Михайловну, которая, по сути, побуждает детей писать ложь в сочинении о том, как они понимают счастье. Эта работа Меньшиковой стала единственной в фильмах мужа. И первой в ее актерской судьбе «отрицательной» ролью.

Красавица Ирина Печерникова трепетно сыграла влюбленную в Мельникова молодую учительницу английского языка, наделенную, как и ее кумир, педагогическим талантом, душевным даром понимать детей, «переживать чужое страдание более остро, чем свое». Для нее эта роль стала поистине звездной. Актриса, впоследствии много работавшая в кино, так и осталась в народном сознании «той самой Печерниковой» из «Доживем до понедельника».

Фильм снимался в Москве, в микрорайоне Медведково. Новости оттуда до Госкино доходили быстро. Ровно в тот момент, когда съемки картины были закончены, пришла бумага из главка, где было написано, что запуск фильма «Доживем до понедельника» стал «главной ошибкой Киностудии имени Горького». А когда в кинокомитет отвезли смонтированную копию, там потребовали внести 28 (!) поправок. Ростоцкий воевал, как на фронте, за каждую сцену, согласившись только на три поправки. В итоге фильм завис, его не выпускали на экран до тех пор, пока «Доживем до понедельника» не показали летом 1968 года на съезде учителей.

Сначала зал холодно принимал фильм, — вспоминал Ростоцкий. — Но в финале все аплодировали стоя. Обычно сдержанные педагоги скандировали, как на хоккейном матче: «Мо-лод-цы!» С этого показа и начался грандиозный успех картины«.

«Доживем до понедельника» напечатали рекордным тиражом в 4 тысячи экземпляров и осенью выпустили на экраны страны. Позже фильм победил на Московском кинофестивале, был удостоен Госпремии СССР. С течением лет картина приобрела культовый статус, она остается едва ли не лучшей лентой о школе за всю историю нашего кино. Кирилл Молчанов написал для фильма прекрасные мелодии. Фразы из фильма: «После Петра I России очень не везло на царей», «Принципами не пообедаешь, не поправишь здоровье, не согреешься», «История — наука, которая делает человека гражданином», «Счастье — это когда тебя понимают» и еще десятки точных, умных, острых наблюдений полетели с экрана в народ.

Сразу стало крылатым и выражение «доживем до понедельника». В нем отразилась всеобщая надежда на перемены в нашей школе, в нашей исторической науке, в нашем обществе к лучшему. Мы нуждаемся в этой надежде и сегодня, спустя полвека после выхода фильма.

Так что доживем до понедельника, друзья! Непременно доживем...

Семь отличий сегодняшних школьников от их юных бабушек и дедушек

Более практичны. Если в выбранной будущей специальности химия или физика не понадобятся, то и не станут над ними надрываться.

Меньше знают, зато больше умеют. Могут написать «врочи» вместо «врачи». Но не испытывают затруднений в общении с самой сложной электронной техникой.

Целеустремлены и рассчитывают только на себя. Даже девочка из гламурной семьи, ни в чем не знающая отказа, мечтает о серьезной профессии и деле: муж завтра есть, а послезавтра нет. Но если замуж, то только по любви!

Индивидуалисты, слово «коллектив» для них мало что значит. Если девочку попросить прийти на репетицию спектакля в 8.15, она может отказаться: «Я так рано не встану». И не уговоришь.

Типичный разговор: «После школы уеду за границу». Но на встречи с ветеранами войны приходят охотно, а еще охотнее приносят портреты и рассказы о родственниках на «Бессмертный полк».

Критичны и недоверчивы к СМИ. А вот случаи недоверия к родителям очень редки.

С охотой помогают слабым — собирают деньги и игрушки для нуждающихся детей, идут волонтерами в приюты бездомных животных. При всех переменах количества доброты в душе не убывает.

Наблюдениями поделилась преподаватель русского языка и литературы славянско-англо-американской школы «Марина» Александра Духанина.

Фразы из фильма

«После Петра в России очень не везло на царей»

«Принципами не пообедаешь, не поправишь здоровье, не согреешься»

«История — наука, которая делает человека гражданином»

«Счастье — это когда тебя понимают»

и еще десятки точных, умных, острых наблюдений полетели с экрана в народ.