Галина Горохова, звезда фехтования, отмечает юбилей

Трехкратная олимпийская чемпионка и девятикратная чемпионка мира дала интервью «Труду» накануне своего 80-летия 

В последний день лета отмечает свое 80-летие наша золотая фехтовальщица Галина Горохова – трижды олимпийская чемпионка, девятикратная чемпионка мира. Кстати, за что бы Галина Евгеньевна ни бралась, везде достигла успехов. Сначала стала лауреатом сельскохозяйственных выставок (даже грамоты сохранились!). Потом выучилась на штурмана речных судов – получила диплом с отличием. Занявшись спортом, через полтора года стала чемпионкой мира, а спустя два года выиграла Игры в Риме. Завершив выступления, защитила кандидатскую в сфере, далекой от спорта – как искусствовед. После этого возглавила сборную СССР.

Именно при государственном тренере Гороховой для нашего фехтования были самые медальные 16 лет. А теперь вот уже 27 лет она возглавляет Союз спортсменов России. Накануне юбилея трехкратная олимпийская чемпионка и девятикратная чемпионка мира дала интервью «Труду».

Галина Евгеньевна, вы ведь всю жизнь провели в Москве. А откуда взялись увлечения сельским хозяйством и судоходством?

– Так из детства. Наша учительница-ботаник так увлекла своим предметом, что я пошла на станцию натуралистов и занялась выращиванием высокоурожайных сортов клубники, стала участвовать в сельскохозяйственных выставках. А еще записалась в морской кружок в 12 лет, где строила макеты судов, проходила практику на Химкинском водохранилище. Если бы не фехтование, судовождение стало бы моей профессией.

Вы кандидат наук, и не педагогических, как большинство успешных тренеров, а исторических. Какова тема вашей кандидатской?

– По тем временам очень интересная: «Культурные связи СССР с Западной Европой». Изучала сотрудничество в области театра, кино и спорта в период 1965-1970-х годов, защитилась в 1973 году. И знаете что удивительно? На моей диссертации поставили гриф «Для служебного пользования», что означало: ознакомиться с моими выводами из области культуры могли только люди, имеющие специальный допуск. До сих пор не могу понять: какие такие секреты скрывались в моем исследовании? 

Кстати, об искусстве. Сейчас в моде фильмы на спортивную тематику: героями лент стали хоккеисты, баскетболисты, футболисты... Как вы их оцениваете?

– В целом очень позитивная тенденция. Это и популяризация спорта, и хороший воспитательный заряд: зрители, прежде всего молодые, лучше понимают, какую цену приходится платить спортсменам за победы. А из того, с чем я не согласна... В очень добротном фильме «Легенда под номером 17» показана роль Анатолия Тарасова в победах сборной СССР, а об Аркадии Чернышеве ни слова. А ведь его вклад в те победы был велик. Обидно мне стало и за Модестаса Паулаускаса, выведенного в кино «Движение вверх» этаким отщепенцем. Но разве тот факт, что именно его выбрали капитаном той великой сборной, вам ни о чем не говорит? Ребята-прибалты очень много делали во славу советского спорта. 

Многие годы советские фехтовальщики под вашим руководством выступали очень успешно. Почему же вас сняли с поста гостренера?

– Меня не сняли. В 1992-м пришла единым кланом другая власть – Спорткомитет РСФСР. К нам, работникам Спорткомитета СССР, отнеслись как к ГКЧП. Хотя тренеры из сборной Советского Союза были выше классом, многие специалисты с мировым именем оказались в один момент не у дел. Тогда руководство спорта было криминальным, и все равно мы туда не смогли бы вписаться и в тех условиях работать.

Вас избрали главой Союза спортсменов. Как, по-вашему, сегодня живут ветераны отечественного спорта? Не бедствуют?

– Во всяком случае, в 2000-х свои медали перестали продавать. С 2002 года пожизненную стипендию получали только олимпийские чемпионы, а сейчас и призеры, хотя немного поменьше. Мы живем большой дружной олимпийской семьей, и пока продолжительность жизни у нас неплохая. Да и я не собираюсь уходить на покой.