ПРИГОТОВЛЕНИЯ НА БАЗЕ "ДЕВАУ"
В Кенигсберге скопились большие ценности, награбленные фашистами... В апреле 1945 года Советская армия заняла почти всю территорию Восточной Пруссии. Кенигсберг окружили. Оставалась свободной для фашистов лишь одна дорога - в сторону гитлеровской военно-морской базы Пиллау, но и она регулярно подвергалась ударам штурмовой авиации и артиллерии. Последним в Германию в ночь на 22 января ушел спецсостав Эриха Коха. После него оставался лишь один путь - по воздуху.
...Ранним утром в кабинете командира военно-воздушной базы Кенигсберга "Девау" появились два человека в форме СС. Они предъявили письменные полномочия от коменданта Кенигсберга генерала Отто Ляша. Командиру базы предлагалось незамедлительно подготовить к вылету самый крупный из имевшихся в наличии бомбардировщиков, максимально облегчив его. В боевой готовности находились двухмоторные Ю-88 и "Дорнье" - тяжелый бомбардировщик с непропорционально большой кабиной, делавшей его похожим на стрекозу. Вооружен самолет был семью тяжелыми пулеметами и мог нести до двух тонн бомб. Выбрали именно этот самолет. Сняли вооружение, демонтировали бомбодержатели, слили из баков лишнее горючее, оставив лишь на один час полета. Этого должно было хватить до Гамбурга. Из четырех членов экипажа решили оставить лишь пилота.
ГРУЗ ИЗ ИМПЕРСКОГО БАНКА
Имперский банк в Кенигсберге был центром финансовой мощи Восточной Пруссии. Хотя относительно небольшое его здание, да к тому же полуразрушенное английскими бомбардировками в августе 1944-го, не производило такого впечатления. Но это была "надводная часть айсберга". Шесть седьмых всего банковского комплекса - огромные комнаты-сейфы в несколько этажей, находились под землей. Выложенный кирпичом подземный ход длиною 800 метров, по которому проложены рельсы узкоколейки, соединял банковские подвалы с подземельями Королевского замка в его южной части. От поверхности наклонный ход отделяло 8-11 метров.
Гигантские, в несколько сот квадратных метров, подвалы Имперского банка буквально ломились от сокровищ. Кроме золота, валюты и ценностей, составлявших государственную собственность рейха, тут находились музейные коллекции из городов Восточной Пруссии, личные "сбережения" партийных воротил. Но больше всего было добра, награбленного на Востоке, в России, Украине и Польше - золота, ювелирных изделий, картин и икон. Это предназначалось для отправки в Тюрингию. Но гитлеровцы опоздали.
...Спустя час человек в форме СС вошел в кабинет директора Имперского банка и предъявил свои письменные полномочия. Директор вызвал помощника и охрану. Все вместе спустились на лифте на нижний этаж банковских подвалов. Прошли по короткому бетонному коридору и остановились у массивной металлической двери. Ее открыли двумя ключами, один был у директора банка, второй у его помощника. В небольшом помещении, скупо освещенном синей лампочкой, оказалось две двери в противоположных стенах. Открыли - также двумя ключами - одну из них. Вдаль уходил выложенный красным кирпичом тоннель, по которому тянулись рельсы узкоколейки. На них стояли сцепленные между собой три вагонетки. Открыли вторую дверь. Небольшая, кубической формы, комната была почти под потолок заполнена небольшими предметами в холщовых мешках. В каждом, аккуратно упакованные, лежали по два золотых бруска с клеймами Рейнобанка.
Работа закипела. Пять человек извлекали из хранилища мешки с золотыми слитками и аккуратными стопками укладывали их на вагонетки, распределяя груз поровну на каждую. Через сорок минут две тонны золота были уложены.
С помощью лебедки, укрепленной на первой вагонетке, маленький состав двинулся по тоннелю в сторону подземелий Королевского замка. Снова массивные металлические двери, коридор, еще двери и из маленькой комнатки почти вертикальные металлические ступени, ведущие наверх. Это был путь на внутренний замковый двор. Выходной колодец оказался замаскированным крышкой канализационного люка.
На сей раз работа шла медленнее. Подъем двух тонн груза по почти вертикальной лестнице занял около трех часов. Рядом с люком стоял армейский "Бюссинг". Мешки с золотыми слитками уложили на дне кузова ровным слоем, прикрыли брезентом. Под охраной мотоциклистов и бронетранспортера тяжелый дизельный грузовик двинулся в сторону авиабазы. Ехали медленно, после авиационных налетов улицы были завалены обломками домов, грудами кирпича. Расчищать их просто не успевали.
Через час конвой прибыл на аэродром. С помощью солдат охраны груз поместили в "Дорнье". Ровно в 16.00 самолет оторвался от взлетной полосы. В нем, кроме пилота, были лишь два человека, отвечавшие за сохранность золота.
ДО СОКРОВИЩ РУКОЙ ПОДАТЬ, НО...
Не сделав традиционного круга, самолет лег на назначенный курс - на Гамбург. Высота полета была небольшой - около 200 метров. Ее держали сознательно - в воздухе господствовала советская авиация.
Надо было бы случиться чуду, чтобы большой невооруженный самолет смог остаться незамеченным. Но чуда не случилось. Пара "Яков", патрулировавших над заливом, обнаружила "Дорнье". Хватило одной пулеметной очереди, чтобы тяжелый самолет загорелся, потерял управление и рухнул в залив. Тяжелый груз разломил фюзеляж, от удара об воду отлетели крылья с моторами. Через несколько минут на холодных водах не осталось и следа от произошедшей трагедии.
...Идут годы, обломки самолета с драгоценностями так и остаются на дне залива. Постепенно их засасывает в илистый грунт. Почему же никто до сей поры не начал поисков? Вероятно, потому, что мало кто знает о таинственном полете. Пилот самолета погиб. Чудом уцелел один из офицеров СС, охранявших груз. В середине 60-х он выпустил мемуары. Намекал в своих воспоминаниях об эвакуации банковских ценностей и комендант гарнизона Отто Ляш. Кстати, его бункер находился буквально в сотне метров от банковских подвалов. Место падения "Дорнье" указывалось в воспоминаниях довольно приблизительно. И сейчас, приехав на берег залива, трудно его найти. Именно здесь проходит по водам польско-российская граница. Пограничники любой страны не любят пускать посторонних в пограничную зону. Чтобы туда проникнуть, требуется получить множество разрешений от различных инстанций. Стоят, отшвартованные к буям, два сторожевых катера - польский и российский. Их разделяют несколько сот метров. Возможно, именно между ними, на небольшой глубине и покоятся останки "Золотого Дорнье"?
Безусловно, получить разрешение на поисковые действия заинтересованным лицам вполне возможно. Только вот кто оплатит расходы по непростым подводным работам? Может, со временем найдутся спонсоры?..