ТЕПЛО С НЕБА

Церковь Михаила Архангела в Нижнем Ингаше сгорела в 1934 году. С тех пор район жил "без Бога", точнее, - без ритуального общения с Ним. 15 лет назад местные верующие решили отстроить церковь заново.

Все это время идею возрождения храма активно обсуждали на сельских собраниях. Иван Антонович Гаврилов громче всех выступал и упорно втолковывал, что и как нужно делать. Раз такой упорный, сказали ему, то и бери это дело в свои руки.
Теперь на многих односельчан Гаврилов обижается за то, что не трудились на богоугодном объекте с утра до ночи. Бабки к строительству церкви, конечно, тянулись, но что с них, старых, возьмешь? Мусор убирать, старые кирпичи чистить, не более того. А из тех, кто помоложе и посноровистее, некоторые отвечали грубо и безбожно: "Я не нанимался". Другие требовали за работу слишком большие деньги. Были такие, что просили у церкви подаяние "на хлебушек" и при этом плохо стояли на ногах. Иван Антонович ругается почем зря на нерадивых, гоняет пьяниц, отчитывает заодно и заезжих журналистов - дескать, сочиняете что попало.
Характер у Гаврилова еще тот, кого угодно проймет. А если бы не характер, не эта его настойчивость - не было бы и церкви. Не стояла бы сейчас, не сияла бы куполами. Иван Антонович вспоминает, как ездил в Красноярск, в епархию за разрешением на строительство. Как вытряхивал душу из всех, кто хоть как-то мог помочь деньгами. Он и свои деньги, заработанные на собственной пасеке, в дело вкладывал... Осталось-то, собственно, всего ничего - внутренняя отделка храма.
- Он очень много делает, - говорит глава поселковой администрации Светлана Богомолова, - причем качественно, сам в строительстве работал, хорошо разбирается. Ну и нам покоя не дает - сделаешь что-нибудь одно, он опять наседает - давай, делай другое. Первое письмо, которое поступило в адрес наших депутатов после недавних выборов, было от него, и на первой же сессии рассматривался вопрос, который он поднял. По его настоянию мы приняли решение заложить в бюджет на строительство церкви 10 тысяч рублей, столько же выплатит администрация района. Поможем обязательно, хотя деньги у нас бедные...
Вот о тех, кто помогает возводить храм, Иван Антонович просил написать непременно. К примеру, работники Нижнеингашского ДРСУ во главе с Сергеем Каменецким и песок, и кирпич возили, и кран давали. А главный инженер Александр Самонов сделал проект храма, архитектурно-строительные расчеты. Директор "Нефтепровода" Сергей Гогин обеспечил проводами и прочей необходимой в строительстве мелочевкой. А Тинский леспромхоз выделил тес и гвозди - аж 100 килограммов гвоздей.
Поговорка "не было бы счастья, да несчастье помогло" здесь в очередной раз сработала. Район переживал тяжелейшие времена, все строительные организации рухнули, а Гаврилов зазывал безработных специалистов и платил им по 25 рублей в день. Для села сумма казалась вполне сносной. Правда, сейчас с этим стало сложнее: штукатур-маляр, сторговавшийся вроде бы на 50 рублей, в последний момент может заартачиться и потребовать все 200. Или уйти вдруг в запой. Или положат штукатурку так, что смотреть тошно. А потом все равно потребуют повышения зарплаты. Иван Антонович гневается, кричит - и продолжает строительство храма. А когда оно закончится, нужен будет священник. Епархиальное управление обещает прислать молодого да умного. Это хорошо, но ведь ему и жить где-то надо. Значит, для батюшки дом надо строить. Да такой, чтобы в нем могли останавливаться верующие, которые будут приезжать со всего района. Иван Антонович уже и место для новой стройки наметил, в углу церковного двора.
- Хочу, чтобы все было на века, - говорит Гаврилов. - Потому что не зря говорится: без Бога не до порога. Тепло ведь с неба идет. И Бог небесный, и солнце светит ласковое, потому и хлеб растет, и все живое живет.