Франц КЛИНЦЕВИЧ, заместитель руководителя думской фракции "Единство", лидер Российского союза ветеранов войны в Афганистане:
- Решительные действия Кремля в отношении террористов вызывают понимание и поддержку. Бандитов, независимо от национальности, надо уничтожать. Они, к сожалению, понимают только язык силы, а переговоры принимают за слабость. Дерзкая атака на Москву - продолжение того, что произошло в США 11 сентября, а недавно в Индонезии...
Чеченский конфликт имеет сугубо криминальные корни, а так называемые "полевые командиры" - главари банд, грабивших пассажирские поезда. Чеченский терроризм, мимикрирующий под национально-освободительное движение, стал составной частью глобальной криминальной системы. Ее надо вырывать с корнем. И первым шагом должна стать полномасштабная борьба с коррупцией, со злоупотреблениями должностных лиц.
Валентин НИКИТИН, председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, член фракции КПРФ:
- Перед нами вновь встал вопрос: что делать во избежание подобных трагедий? Прежде всего не надо переносить деяния отдельных бандитов на целые народы. С террористами и их пособниками надо бороться, но законно, соблюдая права человека.
Пришло время воссоздать полноценное Министерство по делам национальностей, которое было ликвидировано год назад, а то у нас всеми этническими проблемами занимаются спецслужбы и правоохранительные органы.
Сергей ЮШЕНКОВ, член думского Комитета по безопасности, член парламентской фракции СПС:
- Моя позиция заключается в том, что надо ввести режим чрезвычайного положения и в его рамках наводить порядок в стране. Желательно ввести в Чечне прямое президентское правление - режим ЧП позволяет прибегнуть к этому. Пришло время провести выборы в органы местного самоуправления, а затем, через 3-4 года, референдум. Чем дальше будет затягиваться этот процесс, тем сложнее решить ситуацию благоприятно.
Ильяс УМАХАНОВ, член Совета Федерации от Дагестана, первый заместитель председателя Комитета СФ РФ по международным делам:
- Террористы окончательно лишились ореола борцов за идею или веру. Они поставили себя не только за рамки ислама, но и цивилизованных человеческих отношений и заставляют вернуться к вопросу об отмене моратория на смертную казнь. Иначе все превращается в насмешку и над законом, и над человеческой моралью. В условиях жесткой информационной войны, когда зарубежные СМИ переполнены материалами о том, что русские воюют с мусульманами, когда иные политики муссируют эту мысль в самой России, необходимо развернуть широкую информационную кампанию и отделить ислам от экстремизма и терроризма. Надо без устали разъяснять: война ведется не с мусульманами, а с бандитами, которые не имеют национальности.
Николай БУРБЫГА, начальник Управления по информационному обеспечению ГУВР МО РФ, генерал-майор:
- Комментарии некоторых политиков удивляют. Нет спора: надо знать правду, извлекать из нее уроки, но спекулировать на ней, а уж тем более приумножать с ее помощью свой "политический капитал", по меньшей мере, нечестно. Безусловно, развязка событий вызывает двойное чувство. С одной стороны, террористы получили хороший урок, а с другой - не обошлось без жертв. Сегодня аналитики сходятся в одном: если бы власть пошла на уступки, то люди все равно погибли бы, но гораздо больше.
Террористы, захватив заложников, намеревались повторить сценарий, который опробовали в Буденновске, рассчитывали на безнаказанность. Затребовав на переговоры к себе высшее руководство страны, они намеревались унизить его и Россию. Террористы не достигли целей, которые им определили спонсоры, и окончательно дискредитировали себя. Как бы они себя ни называли сейчас - "шахидами" или борцами за свободу, - перед всем миром предстали злобными преступниками.
Какие промахи высветила операция по ликвидации террористов? Хочу отметить: СМИ работали четко и оперативно, но нужно было понимать, что прямые репортажи смотрят не только россияне, но и бандиты. Некоторые репортажи и комментарии, телекадры о передислокации силовых структур просвечивали их словно рентгеном, стали подсказкой террористам. Очевидно, должен быть некий информационный центр, который руководил бы освещением событий при возникновении подобной экстраординарной ситуации. В любой стране развитой демократии, в том числе и в США, действуют именно так, не допуская информационных помех и препятствий при проведении спецопераций.