03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РАМАЗАН АБДУЛАТИПОВ: ГЛАВНОЕ - ИЗБЕЖАТЬ ПОГРОМОВ НА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЧВЕ

Анохин Павел
Опубликовано 01:01 31 Октября 2002г.
Как выйти из "чеченского кризиса" и обустроить Россию? В поисках решения этой проблемы на вопросы "Труда" отвечает авторитетный специалист по национальным проблемам - член Совета Федерации РФ, председатель Совета Ассамблеи народов России Рамазан АБДУЛАТИПОВ.

- Рамазан Гаджимурадович, многие политологи, да и простые россияне опасаются, что после теракта в Москве может произойти эскалация межнациональной розни в стране. Насколько обоснованы такие опасения?
- Настолько, насколько их допустят власти. Напряженность на религиозной и национальной почве сегодня зачастую провоцируют обитатели властных кресел. Как иначе можно расценивать начавшиеся массовые зачистки по национальному признаку или насильственную, по сути, дактилоскопию чеченцев?
Получается парадоксальная ситуация: с одной стороны, мы воюем, чтобы Чечня оставалась в составе России, а с другой - у каждого вокзала, каждого рынка гоняем тех же чеченцев. Если не доверяем своим согражданам-чеченцам, то нам тогда нечего делать в Чечне, и мы отдаем целый народ бандитам.
- После теракта в Москве спешно заметны коррективы во всех сферах деятельности. Как вы думаете, какие изменения нужны внести в национальную политику?
- Многое зависит от того, куда мы - народ, общество, власть - направим усилия? Если на то, чтобы повысить рейтинги, - это одно. Если на излечение общества, человеческих душ, то это другое. На мой взгляд, прежде всего необходимо восстановить полноценное "национальное" министерство, которое призвано собирать народы и регионы в единую страну. А то у нас государство как бы отделено от национальностей.
Давно сказано: не может быть попутного ветра для тех, кто не знает, куда плывет. Нам сегодня необходимо мобилизовать волю народа на обустройство российского общества. После развала СССР оно разрушено, близко к состоянию "динамического хаоса", и люди разных национальностей, разных религий не чувствуют себя частицей единого народа, единой страны. Главная трудность заключается в том, что мы не нашли своей модели развития после развала Советского Союза. Концепция государственной национальной политики, которая отражала основные задачи, так и осталась нереализованной.
Россия при всех противоречиях и трудностях все же сохранила многонациональность, полиэтничность. Это наше преимущество и величайшее достижение объявляется в последнее время недостатком, чуть ли не предпосылкой к распаду Российского государства. Борьба против наций-этносов становится любимым занятием некоторых наших ученых и политиков. В ответ в целом ряде республик Российской Федерации заняты поиском "государствообразующих" этносов и наций. И вместо сотрудничества, достижения равенства многих народов утверждаются явно или не явно "господствующие нации". В каждом регионе начинают искать "коренную", "титульную", господствующую нацию.
Российское общество традиционно довлеет к строительству солидарного общества. Его создание - это исторический выбор для России со всеми сложностями общинных и объединительных проблем многонациональной страны. Однако этническими и национальными процессами надо управлять, а значит, нужно взять их под контроль общественных и властных структур, стимулирующих солидарное общество.
- Все ваши предложения могут так и остаться прекрасными намерениями, пока не устраним гнойник национальных проблем - чеченскую войну. С чего надо начинать путь к разрешению "чеченского кризиса"?
- Чечня идеологически и организационно стала базой объединения в регионе антироссийских, разрушительных сил и деструктивно влияет на весь комплекс кавказских проблем. Оттуда идут успокоительные доклады о стабилизации, а на самом деле расширяются масштабы конфликта, возрастает число участников, вовлекаемых в него. Над Северо-Кавказским регионом фактически нависла опасность балканизации конфликта, чего нельзя допустить, иначе вся Россия втянется в изнурительное противоборство. Нужны нестандартные, нешаблонные шаги в поисках путей и форм разрешения оголившихся проблем Северного Кавказа. Сегодня важно открыто внедрять в сознание людей истину: нет созидательной свободы и независимости для народов Кавказа вне России, а в России не будет спокойствия без урегулирования ситуации в Чечне. С этой целью нужна специальная программа постконфликтного, поствоенного строительства в Чечне. Она подразумевает не только строительство домов, но и возрождение общества, человеческих душ.
Необходимо укреплять нынешнюю власть в Чечне, сформировать ее полноценно. В помощь Кадырову, Ильясову надо создать представительный орган переходного периода примерно из 100 человек - авторитетных влиятельных людей от каждого села, района. Такой подход даст возможность объединить общество и установить гражданский контроль над властью на переходный период.
Конечно же, не обойтись без переговоров. Мой план переговоров существенно отличается от того, что предлагают Явлинский, Немцов... Он не предусматривает политических перспектив ни Масхадова, ни тех, кто вовлечен в эту бандитскую деятельность. Переговоры с ними должны определить условия прекращения войны. Необходимо применить следующую схему переговоров: одну сторону диалога представляет Чечня, прежде всего Кадыров и Ильясов, а другую сторону - не столько Москва, сколько руководители субъектов Федерации Северного Кавказа во главе с федеральным центром. Позиция и участие руководителей субъектов Федерации Северного Кавказа тут имеет ключевую роль.
Только комплексный и честный подход к разрешению "чеченского кризиса" способен переломить ситуацию на Северном Кавказе и поможет сплотиться российскому народу.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников