ОКТЯБРЬ ТРЕВОГИ НАШЕЙ

56 часов - с вечера минувшей среды до рассвета субботы - очень многое изменили в нашей жизни. Но и в жизни ТВ. Свидетелями тому стали миллионы зрителей, которых извещали о всяком новом повороте трагических событий информационные программы, прерывающие вещание каждые пятнадцать - двадцать минут. Ночью некоторые каналы не прекращали своих передач, чтобы люди могли сразу же узнать о последних новостях.

Эти три дня в жизни Российского ТВ, уверен, еще станут предметом специального изучения историков и критиков. Сегодня же, по горячим следам, можно отметить самое главное. В первые часы ТВ в торопливом желании проявить свою осведомленность о происходящем и максимально помочь власти в борьбе с террористами показало и наговорило немало лишнего. Телевизионщики будто забыли, что их смотрят не только миллионы зрителей, но и полсотни террористов. В понедельник на этой неделе Т.Миткова в эфире НТВ вынуждена была признать справедливость подобного упрека.
Некоторые политики (напомню высказывания одного депутата в передаче "Дата" на ТВЦ) уверяли, будто бы ТВ своей "болтливостью" помешало спецслужбам провести штурм сразу же после захвата театра на Дубровке. Не стану обсуждать справедливость такого мнения: о нем, возможно, позже, исследовав все обстоятельства, выскажутся специалисты. Тем не менее во второй половине четверга и в пятницу тележурналистов отодвинули подальше от здания театра. Зрителям теперь приходилось довольствоваться далекими общими планами.
В эти же два дня, дабы восполнить как-то дефицит информации, каналы обратились к привычной "палочке-выручалочке" - фильмам. В ход шли в основном классические советские ленты, мало чем отвечающие моменту. Лишь очень немногие произведения "попадали в точку". Причем, что немаловажно, речь в них - за исключением разве что талантливой, ставшей финалисткой "ТЭФИ", ленты Н.Метлиной "Как взорвали Дудаева" (Первый канал) - шла не о лежащем на поверхности материале, сходном с происходящим в столице. ТВ, будто заглядывая на шаг вперед, задумывалось над проблемами, которые встанут перед обществом в пору осмысления нынешних событий.
Двухчастная документальная лента "Мне снится русский снег" (РТР) повествует о четырех иностранцах, в своем прошлом связанных с нашим Отечеством. Они когда-то учились в московских вузах, жили вместе с юношами и девушками разных стран в неказистых "общагах", ездили со студенческими строительными отрядами на БАМ. Русский язык и русская культура стали близки им, воспоминания о былом, чувствуется, искренне их волнуют. Кому-то из зрителей главным в рассказе может показаться то, что его герои принадлежат к политической элите: президенты Гайаны, Мали, Румынии, советник по культуре посольства Греции. Но это, думается, лишь внешние контуры сюжета. Не менее важно другое: в четырех жизненных историях встает тема позабытого в последние годы интернационализма. Исподволь проводится мысль о неприемлемости ксенофобии - неприязни к людям другого цвета кожи, религиозных убеждений, образа жизни.
Документальный фильм Юлии Меламед "Плен" (РТР) - тоже о четверых героях. О журналистах, которые еще в первую чеченскую кампанию оказались в заложниках, - Николае Мамулашвили, Льве Зельцере, Николае Загнойко, Юрии Архипове. В ту пору о подробностях их заточения ничего не говорили: сообщили лишь об освобождении - и все. Теперь вот в монологах заложников, снятых в местах, где проходили события тех дней, встают детали их плена. Нетрудно заметить, что в рассказах бывших пленников нет ненависти к чеченскому народу. Мало того, они иногда вспоминают о своих вполне миролюбивых отношениях с рядовыми охранниками, выполнявшими приказы лидеров боевиков.
Характерная деталь: пленных журналистов бандиты называли кличками, подчеркивающими их принадлежность к определенной национальности. Для чего?.. Вспомнилось в связи с этим: как рассказывал кто-то из побывавших в трагические дни в театре на Дубровке, Мовсар Бараев объяснял свое намерение отпустить кого-то из заложников-украинцев тем, что "Украина сбила русский самолет".
Говорю обо всем этом потому, что в самые последние дни появились тревожные сообщения. О них упомянул недавно президент: в ряде регионов компактного проживания чеченцев возникает опасность межнациональных конфликтов. В связи с событиями в театре на Дубровке этим настроениям дан дополнительный импульс. ТВ, которое более любых других средств способно разжигать или, напротив, успокаивать общественные страсти, должно в эти и последующие дни быть чрезвычайно аккуратным в прикосновении к "горячим" проблемам.
Заговорить об этом заставляет меня прошедший на этой неделе по каналу ТВС фильм Бориса Соболева "Штурм будет стоить дорого". Он посвящен истории полувековой войны, которую вела в ХIХ веке на Кавказе царская Россия. Используя большой и разнообразный материал - дневники, мемуары, документы военного ведомства, включая в ткань ленты фрагменты художественных фильмов и современной хроники, разыгрывая некоторые эпизоды с помощью актеров, автор постоянно проводит мысль о прямых аналогиях между той войной и нынешней.
Автора, окунувшегося в исторические источники, удивило, видимо, сходство многих деталей - от названий сел, тогда и сейчас находящихся в эпицентре сражений, до некоторых религиозных догм. Сделав акцент на размашистых формулировках генерала А.Ермолова в адрес чеченцев (многие из них извлечены из его дневников, при жизни ходивших только в списках), журналист, сам того не желая, подливает масла в огонь национальной розни. Неужели даже после всего пережитого надо кому-то напоминать о древнем мудром требовании: "Не навреди!"