ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Аркадий ИНИН, кинодраматург:
- Несколько дней назад в Америке я наблюдал репортажи про

Аркадий ИНИН, кинодраматург:
- Несколько дней назад в Америке я наблюдал репортажи про "вашингтонского снайпера". В России о нем была лишь информация в новостях, а там целыми днями обучали граждан прятаться на заправках за машины, надевать бронежилеты и даже заправлять бензобаки, стоя на коленках. И при этом все время обсуждался вопрос освещения этой темы телевидением: не говорится ли чего лишнего, не помогают ли преступнику разговоры и подробности о нем...
Вернувшись и окунувшись в московскую драму, я увидел, что наших телевизионщиков эти тонкости не волнуют, с экранов лился поток подробностей: какие и сколько спецвойск прибыли к театру, как лучше забраться в здание: через чердак или подвал, как перехитрить террористов...
Телепрограммы прерывались экстренной информацией, что порой рождало неожиданный эффект. Например, фильм "Два бойца" был прерван тревожными новостями, а затем пошла песня М.Бернеса "Темная ночь, только пули свистят по степи" - и возникло дополнительное драматическое ощущение. Но когда на НТВ новости прерывались воплями, похожими на анонс боевика: "Теракт в прямом эфире! Пленники "Норд-Оста"! Свидетельствуют очевидцы!", то становилось как-то неловко. А уж розово-жизнерадостная реклама встык с трагическими сообщениями выглядела, извините, просто бизнесом на крови.
Наконец ужас завершился - и в Америке, и в России. Но у меня до сих пор в ушах стоят печальные слова собкора НТВ в США В.Арканова о том, что американские СМИ называют чеченцев в "Норд-Осте" боевиками, повстанцами, сепаратистами, но ни разу - террористами. История никого ничему не учит.
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- В драматические дни теракта в Москве часто звучало словосочетание "стокгольмский синдром". Это когда в результате психологического и физического напряжения жертвы начинают солидаризироваться со своими насильниками и злобствовать против своих потенциальных спасителей. Но благодаря ТВ мы увидели, что "синдром" этот гораздо шире: ему оказалась подвержена значительная часть нашей столичной общественности. Не буду пенять режиссеру М.Розовскому, который в программе С.Шустера "Свобода слова" (НТВ) назвал террористов "партнерами по переговорам", у него в заложниках оказалась дочь. Но А.Пугачева в интервью ТВС требовала немедленного прекращения "грязной войны в Чечне" и называла террористов "просто отчаявшимися людьми". И в вышеупомянутой "Свободе слова" доминировал именно такой взгляд на события. Впрочем, это мне неудивительно: ведь ведущий этой программы С.Шустер в прошлую чеченскую кампанию руководил московским филиалом американского радио "Свобода", поддерживавшего боевиков.
Тем с большей жадностью воспринимались в эти дни на ТВ здравые голоса М.Леонтьева (Первый канал), Ю.Латыниной (ТВС), выступавшего по разным каналам депутата Д.Рогозина и других здравых аналитиков и политиков.
В целом же мне как зрителю хочется поблагодарить все каналы за их бессменную службу в эти страшные дни, всех тележурналистов, которые, несмотря на непрерывные дождь и холод, круглосуточно освещали события, ставшие уже историческими. Думаю, что, несмотря на жертвы, каждый из нас вынес из этих дней подзабытое чувство уверенности, что не бессильна Россия.
Валерий ПОВОЛЯЕВ, писатель:
- Москва заглянула в лицо войне, и полетело все телерасписание. Почти все каналы отметили, что беда нагрянула благодаря неумелым действиям наших политиков восьмилетней давности.
У беды один цвет - черный, все каналы показали это. Показали и другое: мы умеем объединяться перед бедой. Белые и красные, зеленые и полосатые - всякие, словом. Все взялись за руки, чтобы одолеть беду. Кроме, правда, "соколов Жириновского", о чем на НТВ с горечью свидетельствовал мужественный человек И.Кобзон.
Отличная мысль прозвучала в "Свободе слова": мир должен создать объединенные антитеррористические силы и, если где-то возникает болевая точка - бросать эти силы туда. Чтобы никогда больше не развивались сценарии по типу "Доброе утро, Шамиль Басаев". Чего, кстати, как отметил Н.Сванидзе в "Зеркале" (РТР), все мы очень боялись. Но этого не было: президент не отошел тихонько в сторону, как его предшественник во время событий в Буденновске.
Андрей ЗОЛОТОВ, заслуженный деятель искусств, профессор:
- Только что прошла по каналу ТВЦ программа Н.Черновой и А.Плахова, посвященная замечательному современному певцу Д.Хворостовскому. Мне хорошо знаком этот артист, и потому свидетельствую, что в передаче этой он явился самим собой, естественным и, во многих отношениях, замечательной художественной личностью. Но вот в последующие дни я неоднократно наталкивался на телерекламу его концерта 27 октября в Оперном центре Галины Вишневской. И что же я слышал? Д.Хворостовского "обзывали" "золотым баритоном" и сообщали, что будет "концерт для бомонда". Звучало все это весьма пошло. Я на концерт не пошел: не захотелось слушать глубоко демократического артиста среди людей бомонда.
Кличек артистам телереклама выдала уже предостаточно. Так, Л.Казарновскую уже почти официально называют в рекламной табели о рангах "звездой мировой оперной сцены". Лихо! Странно, что сами артисты, кажется, не возражают против такого с ними рекламного обращения, а то и рекламного использования. В последней передаче А.Караулова "Момент истины" (ТВЦ) та же Казарновская, восторгаясь П.Доминго, Л.Паваротти, Х.Каррерасом, со знанием дела говорила о мафии вокруг этих певцов. А В.Пьявко констатировал неоспоримый для него факт, что мировой оперный рынок поделен и, кажется, окончательно. Грустно стало жить на этом свете, господа...