РЕГИОНАМ НЕ НРАВИТСЯ "ЛИПА"

Ответ на такой вопрос в интервью для "Труда" пытается найти первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Алексей ГРИШИН, представляющий в верхней палате парламента Республику Коми.

- Алексей Федорович, первые заморозки и снегопады показали, что коммунальные службы страны вновь не готовы к зиме. Как отметил на недавнем заседании правительства Михаил Касьянов, такая готовность составляет примерно 80-90 процентов, а в некоторых регионах, как он подчеркнул, "ситуацию можно охарактеризовать как критическую, поскольку жилищно-коммунальные хозяйства находятся на уровне 10-процентной готовности". Как встречают зиму жители Республики Коми, российской глубинки?
- Прямо скажу, невесело. Износ коммунальной инфраструктуры у нас, как и во всей России, достигает 60 процентов. На ее модернизацию, на ремонт больниц, школ попросту нет средств на местах. На поддержку ЖКХ также не хватает денег. Вообще, надо сказать, что для нашего бюджета жилищно-коммунальное хозяйство крайне затратно. В прошлом году на него ушло 20 процентов всех полученных собственных доходов. Недостаток денег привел в свою очередь к росту долгов. Конечно, региональные власти пытаются переломить ситуацию. В пользу местных бюджетов были перераспределены налоги на добычу полезных ископаемых, на прибыль, на доходы физических лиц. В целом собственные доходы местных бюджетов даже увеличились, но всего этого недостаточно. Нужна иная политика на федеральном уровне.
Приведу еще один пример. Недавно в Совете Федерации активно обсуждался закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс. Предполагалось, что налог на имущество будет передан на уровень субъектов Федерации. Одновременно федеральный центр принял целый ряд налоговых льгот, снизив поступления в региональные бюджеты. На мой взгляд, было бы вернее оставить предоставление льгот на усмотрение субъектов Федерации. Такой же принцип должен применяться и в отношении местных налогов: ни федеральный центр, ни региональные власти не должны вмешиваться в установление льгот муниципалитетами.
- Вы говорите, что у регионов нет денег, а как быть тогда с повышением зарплаты бюджетникам?
- У регионов нет средств на такое повышение. Цена вопроса - почти 90 миллиардов рублей. Кстати, несмотря на благодушные отчеты, долги по зарплате есть и сегодня. Обнадеживает, что среди принятых поправок к закону о бюджете нынешнего года есть и такая, которая выделяет дополнительные средства субъектам Федерации. Но что делать в 2004 году? Беспокойство региональных властей вызывает и фактическое сокращение финансирования дорожного хозяйства почти на 9 процентов.
- В законе о бюджете предусмотрен профицит на сумму 83 миллиарда рублей! Правительство очень гордится этим, но не отдать ли деньги регионам?
- С моей точки зрения, так и надо бы поступить. Впрочем, о профиците, думаю, говорить преждевременно. Правительство собирается осуществить внешние заимствования на сумму 106,6 миллиарда рублей. Получается, что стабилизационный фонд будет создан на займы, а не за счет собственных ресурсов. Опять же если предыдущие законы о бюджетах предусматривали, что часть дополнительных доходов будет направлена в субъекты Российской Федерации, то в будущем году такой практики не будет, ибо все средства уйдут в стабилизационный фонд. Законом предполагается, что профицит будет и в региональных бюджетах, но если посчитать суммы, которые нужно выделять на помощь муниципальным образованиям, то никакого излишка средств не будет. И профицит окажется липовым. К сожалению, Совет Федерации фактически был отстранен от бюджетного процесса, и в этом кроются корни многих пока что невидимых проблем.
- Депутаты Государственной Думы намереваются принять бюджет-2004 в третьем чтении 21 ноября. Надо сказать, они ударными темпами работают над ним и уверены в том, что он хороший. У сенаторов иное мнение?
- Начиная с 2001 года в России приостанавливается действие 12-й части 48-й статьи Бюджетного кодекса, по которой налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее 50 процентов от суммы доходов консолидированного бюджета страны. Ежегодное игнорирование этого положения приводит к тому, что ущемляются права краев, областей и республик Российской Федерации. К тому же на федеральном уровне ежегодно меняются нормативы распределения налоговых платежей в пользу федерального центра, принимаются решения об отмене местных налогов и сборов. В результате доходная база местных и региональных бюджетов сокращается.
- Совет Федерации, по вашим прогнозам, бюджет одобрит?
- Одобрит, однако проблемы регионов надо решать в любом случае, ибо накапливается напряжение. Совет Федерации должен настоять на пересмотре межбюджетной политики, и обсуждение бюджета-2004 станет поводом для такого разговора. Стоит задуматься, почему год от года количество регионов-доноров сокращается? На сегодняшний день уже 79 субъектов Федерации получают финансовую помощь из центра. Опять же если на 1 января задолженность регионов перед федеральным бюджетом составила 21 миллиард рублей, то на 1 сентября уже 37 миллиардов рублей. Где тут собака зарыта?