УРАЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР

Когда мы говорим об экономическом росте России, называем процент увеличения внутреннего валового продукта, то отдаем себе отчет в том, что успехи в большой степени связаны с нефтяной и газовой промышленностью и, значит, носят однобокий характер. А страна в полной мере ощутит себя экономически свободной лишь тогда, когда на всю мощь заработают предприятия, находящиеся "в ожерелье малых городов российских". К сожалению, далеко не все благополучно в нашей глубинке. Сколько еще предприятий лежат на боку или через пень-колоду поддерживают свое существование, едва ли знают даже статистики. Хотя, конечно, есть и обратные примеры - города, которые сумели избежать социальных потрясений, их жители получают достойную зарплату и не собираются уезжать с насиженных мест. Один из них - поселок Уральский. Да, на административных картах Уральский обозначен как поселок, но его давно, без всякого преувеличения, можно назвать городом и ни в коем случае не "городишком".

ВОПРЕКИ ВСЕМ БЕДАМ
При въезде вас встречает горизонталь однотипных двух-этажных домов, потом более высоких - каменных. Никаких развалюх и "курятников", как и небоскребов. И вдруг - вертикаль! На центральной площади вознесся к небу Свято-Никольский храм. Человек разговаривает с Богом. А значит, и с самим собой. Такая картина настраивает на спокойный умиротворенный лад.
А о чем говорят уральцы друг с другом? В большинстве случаев о своем родном предприятии. Да и как же иначе, если из десяти тысяч здешних жителей - две с половиной трудятся на Пермском фанерном комбинате (ПФК), чью продукцию хорошо знают как в стране, так и за рубежом! О том, каким спросом пользуются его изделия, свидетельствует такой факт. Отсюда более 70 процентов высокосортной фанеры отправляют на экспорт, а портфель заказов на будущий год был сформирован еще нынешним летом.
Каким образом ПФК сумел выстоять в наше сложное время? Во многом благодаря заделу, оставшемуся от предыдущего поколения фанерщиков. Комбинат начал выдавать продукцию в 1956 году и всегда занимал лидирующее положение среди родственных предприятий страны. Именно по этой причине он стал полигоном для Ленинградского ЦНИИфанеры. Здесь испытывали и испытывают пионерские разработки отечественных ученых, смело экспериментируют с внедрением свежих технологий.
Эти обстоятельства позволили ПФК с наименьшими потерями выдержать начальный период приватизации. Удачно выбранная форма собственности - ЗАО, вложение львиной доли прибыли в обновление основных фондов, обязательная выплата всех налогов, грамотное привлечение кредитов, ориентировка на внешний рынок, повышенное внимание к качеству продукции, доведенной до европейских стандартов, - вот основные направления развития предприятия в середине 90-х.
И, конечно же, забота о людях. В период безудержной инфляции на комбинате дважды в год поднималась зарплата. Причем и аванс, и основная ее часть выплачивались день в день. Никого не сократили: коллектив берегли. Безусловно, хватало и проблем. В какой-то период уменьшилось число заказчиков, и тогда некоторые горячие головы даже предлагали приостановить деятельность комбината, но он продолжал работать себе в убыток - на склад: выручал и бартер.
ЗДЕСЬ НЕ УМЕЮТ РАБОТАТЬ ПЛОХО
Сегодня ПФК - стабильно работающее предприятие, ежегодно перевыполняющее планы. Если посмотреть на динамику производства фанеры за последние пять лет, то можно увидеть следующую тенденцию. Каждый год план перевыполнялся на 3-7 процента. Причем он постоянно растет. То же самое можно сказать и о выпуске ДСП. Средний прирост выпуска продукции за эти годы составляет десять процентов. И если перед страной сегодня поставлена задача к 2010 году вдвое увеличить ВВП, то, на мой взгляд, ПФК давно приступил к ее решению.
Комбинат весь пропитан запахом леса, смолы, свежесрубленного дерева. Он не отпускает тебя даже в здании управления. Вся технология производства отработана до мелочей, почти с точностью швейцарских часов. И это несмотря на значительную долю ручного труда.
С огромным интересом наблюдаю за работой людей и техники.
Оказывается, прежде чем дерево попадет на лущение, оно должно пройти термическую обработку в бассейне. В противном случае заготовка мгновенно разлетится в щепки. Для каждой породы - свой температурный режим, свое время выдержки.
После тщательной сортировки и распиловки древесины чурак попадает на линию лущения. Агрегат в мгновение ока, быстрее, чем вы очистите клубень картофеля, превращает заготовку в миллиметровый длинномерный шпон. Было круглое, стало плоское. Затем сортировщицы раскладывают его согласно стандарту.
Потом шпон поступает на починочные станки, на которых вырубают из него сучки и ставят на их место заплатки. Высшие сорта фанеры почти не имеют сучков. На последней стадии изготовления фанеры происходит формирование пакетов из шпона, их проклейка, просушка и прессование. Готовое изделие подвергается тщательному контролю и поступает к заказчику.
Следует отметить, что на предприятии изготавливают особые сорта ламинированной фанеры: влагоустойчивой, различной расцветки, высокой прочности. В случае ее использования для многооборотной опалубки она выдерживает до тридцати циклов бетонирования. Такая фанера изготавливается по тем же технологиям с добавлением особой пленки, спецсмол и реагентов.
Весьма интересен и тот факт, что все производство является практически безотходным. Кора, щепа, отпилы, сердцевина чурбака идут или на изготовление древесно-стружечной плиты, или сжигаются в котельной. Комбинат потребляет значительное количество тепла. Излишек его поступает в отопительную систему города.
Сегодня российская лесопромышленность испытывает не лучшие времена. Если с глубокой лесопереработкой более или менее порядок и она прогрессирует, то лесозаготовка с каждым годом теряет свои позиции. В настоящее время осваивается лишь четвертая часть условной деляны, и этот показатель продолжает падать. Все меньше становится крупных лесозаготовителей. А ведь еще в начале прошлого века Россия была признанным экспортером леса. В чем же дело? Стремительно начали исчезать леспромхозы и заготовительные участки, пустеть таежные поселки. Остались лишь те, кому некуда податься. Чтобы сегодня восстановить разрушенное, требуются немалые средства. Необходимо создать условия, соответствующие нашему времени: построить дороги, телефонизировать поселки, восстановить их инфраструктуру. И, конечно, предложить людям достойную зарплату. Только в этом случае можно будет привлечь лесозаготовителей в тайгу.
Администрация Пермской области, где лес занимает три четверти ее территории, всерьез озабочена этой проблемой и на уровне исполнительной и законодательной властей решила поддержать своих лесозаготовителей. Была создана региональная программа, принят ряд законодательных актов, в которых сделана попытка привлечь местных предпринимателей к разработке леса, предложив им щадящие условия. "Лес действительно наше богатство и нельзя им пренебрегать", - решили в области.
Эта проблема напрямую касается и ПФК. На комбинат сырье поступает издалека, а свой, родной лес, вот он - рядом. Но его стало некому заготовлять. И тогда, несколько лет назад, предприятие взяло "на буксир" три местных лесхоза, вложив в это дело немалые деньги. Результат не заставил себя долго ждать. Так, если Сивинский леспромхоз еще недавно давал 30 тысяч кубометров сырья в год, то теперь этот показатель подняли до 120. Сейчас комбинат получает до 22 процентов собственной древесины. И хотя вложенные средства еще не окупили себя, на ПФК не унывают - это работа на длительную перспективу. "Настанет время, когда придется гоняться за каждым бревном", - говорят фанерщики. Таким образом, ПФК решает не только свою проблему поставок сырья, но и выполняет областную программу развития лесокомплекса. А вот отсутствие подобной программы на федеральном уровне затрудняет работу всей лесопромышленности страны. В лесу должен появиться хозяин, обладающий правовой базой.
Когда я добирался до Перми, меня не отпускала навязчивая мысль: "Не пролететь бы, как фанера над Парижем". Как меня встретят? Успешной ли будет командировка? Удастся ли собрать материал? Встречавшие словно прочитали мои мысли. Пока добирались до города, узнал, что здешнюю фанеру покупают во Франции, других европейских странах, в США, Египте, Турции. На комбинате просто не умеют плохо работать. А продукции производят ровно столько, сколько требует заказчик.
С ЗАБОТОЙ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ
Проблемам модернизации оборудования и качества производства на предприятии уделяют первоочередное внимание. Они настолько взаимосвязаны, что выделены отдельной строкой в годовом бюджете. Так, цех по изготовлению ДСП увеличил свою мощность в четыре раза против проектной, а уральская древесно-стружечная плита считается одной из лучших в регионе.
Очень скоро на комбинате вступит в строй закрытый трехдорожечный бассейн. Таких в стране единицы. Конечно, бревна не будут сигать в него с тумбочки, а станут благородно опускаться в воду с помощью крана, что заметно сократит долю ручного труда на этом переделе. Бассейн даст значительную экономию тепла, позволит предельно точно выдерживать технологию, создаст оптимальные условия термической обработки для каждой породы древесины.
Однако главным событием года на ПФК считают монтаж и пуск в конце декабря линий лущения, сушки и клейки фанеры на базе мощного 40-пролетного пресса. По причине проведения пусконаладочных работ фанерщики перешли на скользящий график, при этом они продолжают выполнять принятые обязательства перед заказчиками. Приобретенное финское оборудование даст возможность предприятию сделать заметный рывок вперед. Так, автоматический станок на линии лущения обладает лазерной центровкой чурака, способен мгновенно вычислить геометрию заготовки, позволит экономить на этом участке до 15 процентов сырья (при этом значительно повысится качество изготавливаемого шпона) и, что весьма существенно, заменит труд семи женщин-сортировщиц. Вот вам и высокие технологии. Затраты на всю реконструкцию обойдутся предприятию в 13 миллионов евро. А здесь уже думают о других проектах: подготовлена документация на строительство нового завода по выпуску ДСП.
Контроль за качеством ведется на всех этапах производства: начиная с приемки древесины в леспромхозе и заканчивая отправкой готовой продукции потребителю. Физические характеристики изделий проверяются по 15 позициям, и год от года их параметры только ужесточаются. Изделия комбината сертифицированы многими международными организациями, в том числе немецким институтом, который считается одним из самых серьезных оценщиков качества продукции в Европе. Но, что характерно, некоторые позиции ГОСТа превосходят требования немецкого института.
Сейчас возникла необходимость получить право на маркировку своей продукции знаком CE - символом Евросоюза. Что ж, надо так надо, уральцы и к этому готовы. К концу года задача будет решена. Можно с уверенностью утверждать, что когда Россия подпишет договор о своем вступлении в ВТО, то одним из первых, кто воспользуется привилегиями этой организации, станет Пермский фанерный комбинат.
Этот рассказ будет неполным, если я не скажу несколько слов о директоре предприятия - Юрии Гончаре, заслуженном работнике лесной промышленности, который почти двадцать лет возглавляет комбинат. Местный, не варяг. Закончил Пермский лесной институт. Начинал мастером по производству фанеры. Видимо, в его роду были крестьянские корни: докапывается до сути, семь раз подумает, прежде чем принять решение, но если принял его, то уже не меняет. Умеет на несколько ходов вперед просчитать ситуацию. Безусловный лидер. Не любит затяжных собраний. Быстро проводит оперативки: проблема, причина, решение. Депутат областного законодательного собрания. Мыслит по-государственному. Говорит, что он за социально-ответственный бизнес. (К сожалению, в силу его занятости мне не удалось встретиться с Гончаром, а все это рассказали сотрудники предприятия, с которыми довелось встречаться.)
Не могу обойти молчанием и такую жизненно важную тему. Комбинат с городом связаны, словно сообщающиеся сосуды. ПФК поддерживает школы, больницу, спорт, Детский клуб творчества, Дворец культуры и даже милицию. Ежегодно на помощь ветеранам выделяется более двух миллионов рублей. И вот что замечательно. Пока Госдума решает принять или нет закон об ипотеке, предприятие вот уже восемь лет кредитует жилищное строительство, предоставляя рассрочку платежа на 5-15 лет. Есть даже свое кабельное телевидение. Лучшие люди Уральского удостаиваются звания Почетного жителя. Или вот такая приятная новость: этим летом библиотекарь школы N8 Светлана Федотова на Всероссийском конкурсе стала первой в своей профессии.
Когда идешь по Уральскому - очень красивому городу - то попадаешь словно в другой мир, где все спокойно, размеренно. Люди улыбаются друг другу, приветливо здороваются, на набережной Камы играют дети. Ни бомжей, ни бродячих собак, ни мусорных свалок. Почти нет частного сектора.
В городе постоянно проводятся спортивные соревнования, конкурсы, фестивали, праздники. И кажется, что от домов исходит какое-то особое тепло, согревающее душу. Здесь живут люди, уверенные в завтрашнем дне.