ОДНАЖДЫ В МОСКВЕ

Новый фестиваль с международным статусом и солидным денежным вознаграждением возник для того, чтобы заполнить пустующую нишу в родном отечественном кинематографе - пропагандировать авторское или, как его еще называют, арт-хаусное кино.

Правда, от России в конкурсной программе фестиваля участвовала всего лишь одна картина - "Падение в небеса" Натальи Митрошиной, созданная по мотивам произведений Даниила Хармса. Да и в составе жюри, кроме писателя Дмитрия Липскерова, киноспециалистов от страны-устроителя больше не было. Зато жюри возглавил именитый голландский режиссер Йос Стеллинг, приехавший на фестиваль не с пустыми руками, а со своим новым фильмом "Душка".
Причем это не какая-нибудь абстрактная "Душка", а самая что ни на есть русская. Главный герой картины в исполнении Сергея Маковецкого, которого величают Душкой, - живое олицетворение славянской души. Более того, Стеллинг внес своим фильмом вклад в российское фестивальное движение, показав его (это самое движение) самым безжалостным образом. Правда, режиссер не назвал по имени киносмотр, который саркастически запечатлел в своем фильме, но указал на его российскую географию. Мог ли Стеллинг предположить, что и фестиваль современного кино "Завтра", куда его пригласили в качестве главной персоны, получится таким же нескладным, как и многие другие российские киносмотры?
Церемонию закрытия фестиваля организаторы изо всех сил пытались провести оригинально и неповторимо. Для этого они ограничились истерическим мужским голосом за кадром, заменившим ведущего, который нудно рассуждал о визуальном ряде в кино, о значении звука, о первозданной чистоте экрана, о преимуществах будущего над прошлым и настоящим. Но в итоге все получилось в духе нашего растрепанного времени.
Во-первых, сама церемония началась с десятиминутного рекламного ролика в честь одного заграничного авто. Потом каждый из приглашенных на сцену для вручения наград, в том числе и генеральный продюсер фестиваля Ренат Давлетьяров, благодарил за щедрость представителей этого автомобильного концерна. Не лучше обстояло дело и с оглашением фильма-победителя, которое сопровождалось базарным выкрикиванием суммы денежного приза (а это 100 тысяч долларов). В придачу перед авторами ирландской картины "Однажды", получившей главный приз, выдвинули жесткое условие: потратить эту сумму исключительно на создание нового фильма. Многим участникам церемонии этот жест показался слишком уж навязчивым, грубым. Правда, режиссер картины "Однажды" не счел возможным покинуть свой родной Дублин, о котором, кстати, и снял картину "Однажды", а так бы ему, неровен час, пришлось давать клятву в целевом использовании денег.
После церемонии закрытия фестиваля состоялся показ фильма "Душка", который стал настоящей отдушиной этого вечера. Впрочем, и тут была одна нестыковка. Дело в том, что фестиваль носит гордое имя "Завтра", а главный герой картины, которого сыграл Сергей Маковецкий, без устали повторяет своему голландскому другу Бобу одну и ту же фразу: "Нужно жить сегодняшним днем, ибо завтра может и не наступить". А тут еще и почетный гость фестиваля, писатель Эдуард Лимонов, щедро раздававший интервью СМИ, твердил одну и ту же мысль: "Перестаньте мечтать о светлом завтра, живите настоящим". И в качестве наглядного пособия показывал на свою прекрасную спутницу - актрису Екатерину Волкову, с которой он наконец-то обрел семейное счастье...