УЛИЧНЫЕ АНАЛИТИКИ

Социолог кажется нам тем человеком, который пристает на улице с докучливыми вопросами и подсовывает многостраничные анкеты. На самом деле опросы - только маленькая часть сложной, но интересной работы социолога.

Такая специальность, как социология, имеет самое отдаленное отношение к гуманитарным наукам. Будущему социологу придется при поступлении в вуз сдавать математику, а потом в течение всей жизни иметь дело с цифрами и процентами, базами данных, электронными таблицами, статистическими пакетами. Блок гуманитарных экзаменационных дисциплин обычно такой: обществознание, сочинение, иностранный язык, реже история.
Как известно, знание иностранных языков - это дополнительное преимущество для любого специалиста, и социологи не исключение. Например, студенты соцфака МГУ по желанию могут изучать английский, немецкий, французский, испанский, итальянский или китайский язык и получить дополнительную квалификацию - "переводчик в сфере профессиональной коммуникации".
В приемной комиссии факультета социологии МГУ нам рассказали, что если раньше 70% всех абитуриентов были москвичи, то в этом году поступать в университет приехали ребята со всей страны. К сожалению, подавляющее количество москвичей, несмотря на все пройденные дорогие курсы при факультете, на дневное и бесплатное обучение на соцфаке не тянут, уступая места талантливой и работоспособной "абитуре" с периферии.
ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ
"Зеленые" студенты младших курсов проходят практику в качестве свободных интервьюеров: опрашивают людей на улицах, предприятиях, в магазинах и по телефону. Затем с помощью преподавателя или в группах информацию анализируют и проводят компьютерный анализ полученных данных, составляя итоговый отчет по исследованию.
Студенты-старшекурсники ведущих вузов проходят практику в аналитических центрах и маркетинговых агентствах: Левада-Центр, ВЦИОМ, ROMIR Monitoring. Естественно, самые работоспособные после практики остаются в этих компаниях работать.
Итак, в вузах страны работают сотни кафедр социологии. По некоторым оценкам, число их выпускников составляет не меньше 8000 человек в год. Но если мы зайдем на интернет-сайты по поиску работы, то увидим, что как таковых вакансий для социологов практически нет! Так где же работает выпускники соцфаков?
Выпускник-социолог после окончания вуза сможет работать в качестве социального аналитика в бизнесе, политике и государственном управлении, в аналитических социологических центрах и консалтинговых компаниях, в сфере PR (связи с общественностью) и рекламе, в кадровых службах , в СМИ и издательском бизнесе, также, после успешного окончания аспирантуры, многие выпускники остаются преподавать в родном вузе, целиком уходя в науку.
ГДЕ УЧАТ?
Государственный университет управления (ГУУ), Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), МГУ им. М.В. Ломоносова, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Российский государственный социальный университет (РГСУ) и другие государственные и негосударственные вузы.
ЗАРПЛАТА
В компаниях, специализирующихся на социологических исследованиях, начальные зарплаты - от 500 долларов, руководители проектов получают 1000 долларов и выше. В маркетинге и рекламе социолог может смело рассчитывать на заработок от 600 до 1500 долларов, в СМИ средние зарплаты - 500-800 долларов. Гонорар профессионального социолога-политтехнолога на выборах может составить 10-15 000 долларов.