Побояться и поржать

Сейчас популярны молодежные ситкомы, юмористические программы и сериалы из серии «пощекотать нервы». А вот романтические телефильмы как-то забылись

Молодежь не смотрит телевизор — такое утверждение стало общим местом. И с учетом разного рода опросов трудно с этим не согласиться. Банальный экран уступает место всевозможным устройствам, обеспечивающим доступ в интернет, где есть все, что и на ТВ, только гораздо больше и лучше. Но то, что «молодежь не смотрит», вовсе не означает, что она не пользуется телевизионным контентом. Скажем, «Молодежка», очередной сезон которой стартовал на СТС, одновременно доступна и на сайте канала. А заплатив копеечку, премьерные серии можно было увидеть в сети даже раньше, чем в эфире. Значит ли это, что традиционное телесмотрение становится уделом исключительно возрастной аудитории? Вовсе нет.

Десятки каналов на протяжении последних 15 лет заявляли о том, что они проводят полную смену формата, дабы привлечь молодую активную аудиторию. Набирали модных ведущих, делали навороченные заставки. Твердили рекламодателям: мол, наш зритель — самый крутой, самый платежеспособный. И поначалу успевали сделать что-то этакое, но потом медленно сдувались, возвращаясь все к тем же домохозяйкам или закрываясь вовсе при полном равнодушии народонаселения.

Но вот информация о том, что через пару месяцев прекратит эфирное вещание телеканал «2×2», вызвала заметную реакцию в социальных сетях. Не сказать, чтобы она была под знаком «минус» или «плюс», но факт: грядущее событие не осталось незамеченным. Причем — молодежью, на которую канал, неоднократно менявший концепцию, в последние годы и был ориентирован. Там показывали, как это принято называть, «мультики для взрослых» — всяких там «Симпсонов», «Гриффинов». Но под взрослыми подразумевались люди 16-35 лет. Они все это дело и смотрели. Иногда продукция канала выдавала любопытные результаты смотрения. Например, весьма востребованной она оказывалась: в новогодние ночи. Почему? Да потому что в качестве фона гуляющая молодежь нашим красавцам попсовикам из «голубых огоньков» предпочитала всяких заграничных уродцев. Они смешные, в них нет пафоса и самолюбования.

И вот канал закрывается: Перестали смотреть? Ну да. Как уже было сказано, нажимать на кнопки телевизионного пульта действительно стало немодным. Но «2×2» останется в сети, и его руководство уверено, что там он наберет новые очки, так как сможет совмещать предельную откровенность, которую в эфире трудно себе даже представить, и интерактивность, становящуюся все более актуальной.

Но все равно «ящик» этой целевой аудитории еще рано отправлять на помойку — об этом свидетельствуют цифры. К примеру, в топ-100 лучших программ еженедельно оказываются так называемые молодежные сериалы. А каналы, на которых они являются главной фишкой, чувствуют себя весьма уверенно.

Так, на позапрошлой неделе по среднесуточной доле московской аудитории ТНТ находился на четвертом месте (после Первого канала, «России 1» и НТВ), а СТС — на седьмом (данные TNS Россия).

Недавно в эфире с успехом прошли «Лондонград» и «Измены». Неизменно хорошие рейтинговые показатели у «Универа». Как и в прежние годы, внушительную цифру показывает «Молодежка».

 

Можно ли перечисленную рейтинговую сериальную продукцию подвести под какой-то общий знаменатель? Определить, так сказать, некие правила игры, диктуемые аудиторией? Пожалуй, нет. Разные по жанрам (ситкомы, мистика, детективы, триллеры, мелодрамы), эти проекты весьма отличаются по качеству, темам, откровенности и эстетике. И тем не менее определенный вывод сделать можно: продюсеры каналов четко улавливают тренды и умеют им соответствовать.

«Молодежка» во многом создана по лекалам американских подростковых фильмов, авторы которых любят показывать первую любовь и соперничество мачо и ботанов на фоне удач и неудач школьных команд по баскетболу или регби. Но наш сериал, где показано все то же самое, но только с хоккеем, стопроцентно пришелся ко времени. За несколько месяцев до его премьеры на экранах с колоссальным успехом прошла «Легенда № 17», а за пять лет — в 2008-м — сборная России после 15-летнего перерыва вновь стала завоевывать чемпионские титулы, и едва тлеющий интерес наших соотечественников к этому виду спорта разгорелся с новой силой. Молодые актеры из «Молодежки» вмиг стали кумирами старшеклассниц. А поскольку с хоккеем и дальше все было неплохо, то и сам сериал превратился в настоящую франшизу с сувениркой, концертами и т. д.

Очень неплохо стартовал другой проект СТС — «Квест». И здесь продюсеры угадали модные тенденции. С одной стороны, сюжет в нем построен на модной компьютерной игре, о чем свидетельствует название, с другой — на мистике. А именно мистика стала на ТВ весьма востребованной в последние годы. Вспомним успех «Закрытой школы» трехлетней давности или прошлогодний сериал «Чернобыль. Зона отчуждения».

Ну и, наконец, нельзя не сказать о ситкомах, которые стали настоящими визитными карточками этих двух каналов. Когда руководство СТС объявило о закрытии «Кухни» — пожалуй, самой успешной отечественной комедии ситуаций, — последовали возмущенные вопли поклонников, значительную долю которых как раз молодежь и составляет. Но их тут же успокоили: «кухонные» продюсеры приготовили еще одну премьеру — «Как я стал русским» о приключениях американского журналиста на просторах нашей необъятной страны.

Неизменно присутствует в топ-100 «Универ», весьма вольготно чувствуют себя и «Интерны». И это тоже попадание — молодежные ситкомы и юмористические программы сейчас необычно популярны не только у нас, но и на Западе. А вот романтические сериалы как-то забылись.

Но что поделаешь, если современным девушкам и юношам, которые и книг-то уже не читают, не до ахов-вздохов и робких прикосновений — им бы нервы себе пощекотать да поржать от души.