ГДЕ ТОНКО - ТАМ НЕ РВЕТСЯ

Дорога из Оренбурга в Красногор - заунывная, как песня ямщика. Выпавший за ночь снег рваными плешками покрыл серую степь, оттого старенькую "Ниву" то и дело заносит на колдобинах. Интересно, как тут выдерживали езду "на почтовых" наши предки? А места здесь именитые: через Красногор ехал на поселение ссыльный Тарас Шевченко, до него гнали этапом Пугачева. Да и позже, уже при советах, старинное казачье село пережило, говоря нынешним языком, не одну "зачистку": одних за службу царю сослали, другие - сами подались в бега. Те, кто выжил, непременно возвращались в родные места. Отстраивались - и тут уж дому Рябининых равных нет в селе: весь в воздушном ажуре деревянной резьбы, он напоминает платки, которые Алексей Григорьевич вяжет, соревнуясь со своей женой Анной Яковлевной - Нюсечкой.

"ПАУТИНКИ" ИЗ КРАСНОГОРА
Алексей Григорьевич одел в свои "паутинки" не одну знаменитость, в том числе - и певицу Монтсеррат Кабалье.
- Орденов и медалей у меня, как у Нюсечки, нет, а вот платков, варежек, носочков да шарфиков навязал - всем россиянкам достанется, - шутливо признается он.
Пока Анна Яковлевна накрывает на стол, узнаю, что орден Трудовой Славы, знак "Мастер - золотые руки" Анне Яковлевне, одной из самых известных вязальщиц края, достался не за красивые глаза.
- Иная, может, и в Героях давно бы ходила, да какие награды жене "врага народа"? Меня ведь только с полгода как реабилитировали, даже бумажки выдали на льготы.
Почти 70 лет Алексей Григорьевич считался "сыном репрессированного". В 20-е годы отец его, Григорий Никанорович, верный присяге, данной царю, ушел вместе с казачьей сотней в Китай.
- Да тоска заела, а тут еще амнистии казакам обещали, - рассказывает Алексей Григорьевич, - вот и вернулся батя - чтобы в 37-м его расстреляли.
От папы в наследство остались разбитая балалайка, кое-какой мастеровой инструмент и - хозяйская жилка. В 10 лет научился валять валенки, да такие, что сельчане просили мальчонку: "Уважь, Алексей Григорьевич, уж твои валенки сносу не знают". Ехали за рябининскими валенками со всей округи, да и сейчас молва жива, на что вальщик соглашается: мол, носят их люди добрые. Для них же сельский умелец плотничал, столярничал, жестяничал, клал печи, избы строил...
- А как вы вязать решились? Вроде казак, а тут "бабьим" делом занялись...
КОРОМЫСЛО - ТРИ ВЕДРА
- Раз вы об этом спросили, вот как вам на это отвечу. Поженились мы с Нюсей, как только я вернулся из армии, 7 ноября 1954 года. За душой у обоих ни гроша. Правда, кое-какая скотинка от родителей осталась. Вот и решил: пусть Нюся свои платки вяжет, а я и воду натаскаю, и скотину напою-накормлю.
Как вспоминали супруги, в тот день, когда глава семейства, вскинув на плечи коромысло с ведрами, пошел к колодцу, мужское население села взбунтовалось: да где это видано, чтобы казак воду таскал?
- А он никакого внимания, думайте, как хотите, а у меня своя голова на плечах, - рассказывает Анна Яковлевна. - Я его и до этого очень любила, а тут и вовсе зауважала.
Так с "наивного планирования хозяйства" постепенно в семью пришел достаток. Анна Яковлевна вяжет платки, Алексей Григорьевич хозяйничает по дому, правда, не забывает и о своем рукоделии. Правда, "слава" на первых порах доставалась Анне Яковлевне: трудно было поверить, что тончайшая "паутинка" (так здесь называют нарядные вечерние палантины, шарфы, платки) сотканы мужскими руками. Сегодня к родительской "артели" примкнул и старший сын Рябининых. Уж больно заразителен родительский пример, да и прялки, веретена, чесалки, спицы, крючки, которых в доме не пересчитать, так и просятся в работу. Вон сколько напрял за день Алексей Григорьевич!
- Жаль только, коз теперь в хозяйстве не держим, - сетует он.
- А что так? - спрашиваю у него.
А ЗА КОЗЛА ХРУЩЕВ ОТВЕТИТ
Оренбургские козы - особенные: таких тонкорунных нигде в мире нет. Когда-то, еще в былинные времена, пришли они в здешние степи из Гималаев. В местном краеведческом музее показали мне доклад "Опыт о козьей шерсти" историка и географа края Петра Ивановича Рычкова, который в 1766 году представил его Вольному экономическому обществу. Именно с того времени начался настоящий бум на козий пух, опустошивший кошельки многих модниц. Тончайшие палантины, боа, муфты и прочие штучки заняли достойное место в женских гардеробах. Впрочем, и мужчины не чурались вязаных пуховых шарфов, перчаток, варежек и нижнего белья. В 1818 году в оренбургские степи за козами ринулись предприниматели со всего мира. Французы, закупив пух, стали выпускать шали под названием "каша", а англичане, тут же, под Оренбургом, организовали фабрику пуховых платков. Потом драгоценных коз стали вывозить огромными гуртами в Австралию, Америку, Африку... Но забугорное житье не прельщало российскую козу: через несколько лет она превращалась в обычную "дерезу": без пуха и шерсти. Вот и получается, что "козлиный патриотизм" спас породу от исчезновения. Но у Алексея Григорьевича и Анны Яковлевны есть на сей счет свое мнение.
- Чужаки-то не сгубили, зато свои столько вреда нанесли! Сегодня редко подворье, где держат коз. Тут "спасибо" Никите Сергеевичу Хрущеву надо сказать. Ведь он "сравнял" козла с коровой: запрещалось держать в хозяйстве одновременно этих животных. Комиссия по дворам ходила: мол, режь или коз или корову. С полгода прятали коз, а потом увели их на бойню. Как вспомним, сердце до сих пор щемит.
- Не хотите завести новых коз?
- Пастухов хороших сейчас не сыскать, а так - что мучить животное? Да и нынешнему руководству не до коз. Ведь ее чесать надо, а шерсть куда сдавать, если приемки все позакрывались.
- А сколько шерсти дает коза?
- Козлиный век недолог: 7 - 8 лет при заботливом уходе. Хорошей шерсти с козла можно начесать только на второй год его жизни. Вначале - грамм 300, то есть на один платок, потом - по килограмму. Ценится кастрированный козел: если кормить хлебом, он жиреет, оттого и пух воздушный, теплый.
- А какой характер у козы?
- Раньше говорили: хочешь поссориться с соседом, заведи коз. Уж очень это своевольные животные. У нас, бывало, напроказят они, а потом, что козел, что коза с козлятками бородками тычутся в щеку. Так и звали их Подхалим, Подхалимка и Подхалимята, - смеется Анна Яковлевна. - Но ревнивы: козел за свою козу будет биться насмерть, но и коза своего козла не упустит. У нас с концертом была Эдита Пьеха, ей подарили нашу оренбургскую "паутинку" и рассказали о "козлиной верности", так она все шутила: жаль, песен не написано об этом. А мы с мужем переглянулись: у нас-то есть песня и про "козла", и про "козу". Ее он "посвятил" Хрущеву и Нине Петровне...
ПЕСНЮ ЗА ОКОЛИЦУ НЕ ПУСКАТЬ
А песен у Алексея Григорьевича более 100. Музыкой и поэзией занялся в 58 лет. Сейчас в доме 3 гармони, 1 аккордеон и та самая отцовская балалайка.
- Так меня гармонь и женила на Нюсечке, - шутит он. - Она - первая красавица на селе, да еще и голосистая, а я - гармонист. Начал ей подыгрывать, так теперь почти 50 лет и продолжаю.
Семейный дуэт Рябининых до сих пор выступает на фестивалях, концертах. Поют свои собственные песни, да старые казачьи, которые иному профессиональному певцу впору включить в репертуар. Вскоре после того, как появилась песня Григория Пономаренко и Виктора Бокова "Оренбургский платок", Рябинин написал свою, с таким же названием. Все Оренбуржье до сих пор поет и ту, и другую, но дальше области песню не пустили. Самодеятельному автору дали понять: как можно тягаться со столичными мэтрами? Провинциал за лаврами не гонялся, а жаль: песня получилась великолепная...
У Рябининых мы засиделись дотемна. Молоденький рожок луны тускло осветил подворье. "Мэ-э-э", - донеслось из-за соседнего плетня.
- Козел на луну "поет" - хорошая примета, - весело рассмеялись Рябинины. Быть новому году урожайным, добрым...
...Раз так, то почему бы не начать его с новогодних сюрпризов? Приехав в Москву, я показала рябининский "Оренбургский платок" народной артистке России Надежде Кадышевой. Певице настолько понравилась песня, всю ночь в студии шла работа над ней. Сама же Кадышева прислала в редакцию вот такое новогоднее поздравление: