МАРК ЗАХАРОВ: ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО? ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

Я принадлежу к наследникам сталинского оптимизма, поэтому, как бы плохо ни было, мне все равно кажется: со временем должно стать лучше.

В отношении прошедшего года могу сказать следующее: несмотря на отсутствие бросающихся в глаза принципиальных изменений в экономике и долгожданного рывка вверх, все-таки определенные сдвиги были и какие-то накопления положительных тенденций произошли. Если говорить в целом о стране, при том, что я не дружу с нашим президентом, Владимир Путин сделал правильный выбор, сориентировав нас на Европу и Америку. Потому что все разговоры по поводу особого положения России, призванной идти по какому-то исключительному пути, завели бы нас в тупик.
И еще. Наверное, многие со мной не согласятся, но трагические события на Дубровке показали: у нас есть силовые структуры, обладающие необходимым потенциалом и интеллектуальным ядром. Хотя я, как и многие люди в то время, испытал шок и получил большую дозу негативного информационного облучения.
В творческом плане прошедший год был для меня трудным, поскольку я долго и мучительно выбирал материал для новой постановки, способной после "Шута Балакирева" заинтересовать зрителей, несколько ошалевших от свалившихся на их голову телесериалов и разной чепухи под названием ток-шоу. Мне хотелось выбрать из всего многообразия жизни (ибо она значительно интереснее "путешествий" в Интернете и авантюрных передач под названием "Кто хочет стать миллионером") нечто оригинальное, умное и в тоже время забавное. И только сравнительно недавно я придумал театральный проект под названием "Метаморфозы", куда вошли старая радиопьеса Дюрренматта с таким же названием и "Эвридика" Ануйя. Есть еще идея музыкального спектакля, которым сейчас занимаются Алексей Рыбников, Андрей Вознесенский и Юлий Ким.
В принципе мучения в творчестве закономерны для художника, и я их не боюсь, зная, что в театральном искусстве развитие происходит не по восходящей линии и не по прямой. Обычно оно выстраивается из лабиринтов, подъемов, спадов, кризисных зон. Поэтому я всегда радуюсь, когда у моих коллег получаются интересные спектакли. К ним бы я, например, отнес постановку Кирилла Серебренникова "Пластилин", сильно взволновавшую меня и убедившую, что у нас начали появляться талантливые молодые режиссеры. Конечно, им трудно пробиваться в искусстве, надеюсь, созданная недавно Гильдия режиссеров при Союзе театральных деятелей России будет помогать начинающим творцам.
Вообще-то рыночная экономика требует от всех театральных коллективов перестройки, поскольку все мы стали конкурентами. Недавно к нам приходили "разведчики" из других театров и спрашивали: не падают ли у нас сборы из-за нахлынувшей волны мюзиклов? Мне пришлось их разочаровать, сказав, что в 2002 году все билеты на спектакли распродавались за месяц вперед. Но ведь ситуация может и измениться, если мы будет плевать в потолок и почивать на лаврах. Поэтому я все время что-то придумываю. Недавно, например, я совершил не свойственный мне поступок: пригласил из Нижнего Новгорода немолодую актрису Налью Заякину, когда-то учившуюся в Щукинском училище вместе с Натальей Гундаревой. Она покорила меня своим комедийным талантом и смешными миниатюрами, которые пишет сама. Я всегда радуюсь, когда рядом находятся люди, обладающие чувством юмора. Поэтому мне очень не хватает сегодня Григория Горина, питавшего всех нас своим остроумием и таким образом делавшего нашу жизнь не такой уж грустной. Ибо сколько бы мы ни принимали таблеток, а лучшее лекарство для здоровья - это хорошее настроение. Спорт - дело тоже неплохое, и я завидую нашему президенту, который так лихо катается с гор, в то время, как я уже несколько лет не вставал на лыжи, только мечтаю об этом. Еще мечтаю в новом году устроить себе уикэнд, посидеть с друзьями у камина и поговорить с ними о цветах, о бабочках.
Будучи коренным москвичом, люблю морозную, снежную зиму. Белый, чистый снег всегда повышает мне настроение, хочется работать, репетировать и не думать, что самое лучшее осталось позади, в том числе интересные спектакли. Ведь знания в искусстве тоже бывают обременительны, и каждый раз, приступая к новой постановке, хочешь уйти от привычного шаблона, от тех блоков, с помощью которых и ты, и другие режиссеры создают сложные художественные конструкции. На это уходит много сил, в том числе физических. Поэтому я желаю всей вашей редакции "Труда" сил и здоровья, особенно вашему главному редактору, от которого в первую очередь зависит благополучие газеты. Хотелось бы, чтобы вы и в Новом году выстояли в конкурентной борьбе с другими изданиями, стали еще более востребованы читателями, приобрели новых поклонников. А этого можно достигнуть только в том случае, если на страницах вашей газеты будут часто появляться острые, злободневные публикации, в том числе об искусстве.
Удачи вам.