На Новый год мы с друзьями идем в кино…

О том, что сулит нам большой экран в праздники

Неделя новогодних каникул, как обычно, заставит многих выбраться в кино и посмотреть последние новинки. Ниже читатель найдет некоторые рекомендации к новогодней киноафише.

Лидером праздничного проката год назад была российская караоке-комедия «Самый лучший день». В этом году им, вероятно, станет отечественный блокбастер «Викинг» о князе Владимире, памятник которому был открыт недавно у Кремля.

По этому поводу, как говорится, есть две новости — хорошая и плохая. То, что это фильм российский — хорошо. То, что он дорогой и красивый, с панорамами, сошедшими с картин Рериха и Нестерова — тоже хорошо. То, что он заставит зрителей освежить в памяти (а кого-то — впервыеузнать) важные события российской истории — просто прекрасно. Плохая новость в том, что фильм, несмотря на заявленную серьезность, получился не очень серьезным.

Кто-то из критиков сказал, что взрослые фильмы у нас делают как для детей, а детские — как для взрослых. Пожалуй, это будет метким определением для большей части отечественных блокбастеров типа «Дуэлянта» и «Викинга», убедительность которых (не костюмов и декораций, а диалогов и характеров) находится на таком уровне, что воспринять все это всерьез может лишь зритель с уровнем развития десятилетнего ребенка.

Непонятно, что тому виной — инфантилизм ли создателей, или их профессиональные качества, и где начинается этот порочный круг — на уровне сценаристов, пишущих слабый сценарий, или режиссера, соглашающегося его снимать, или продюсеров, все это одобряющих — но кончается все показом в кинозале, откуда мы выходим, слегка пришибленные обилием спецэффектов, не тронутые эмоционально и, в общем, разочарованные очередным амбициозным пшиком.

Вот и «Викинг» — плод шестилетнего труда команды под руководством режиссера Андрея Кравчука (фильм «Адмирал») и продюсеров К. Эрнста и А. Максимова — покажет нам чумазых и нечесаных российских звезд, одетых в шкуры и доспехи, которые два часа экранного времени будут бегать, сражаться, убивать и мучить друг друга под дождем, в огне и дыму, чтобы, в конце концов, войти с радостными лицами в реку и покреститься.

Скупые строки «Повести временных лет», на которой основан сюжет, оставляют большое поле для воображения, и главная задача создателей фильма, очевидно, населить упомянутые события живыми людьми и убедительно рассказать о них.

Не скажу, что это блестяще удалось авторам «Викинга». Фильм состоит из ряда жестоких военных сцен с кровавыми разборками. Кто кого и зачем убивает, несмотря на закадровый текст, не всегда понятно, если не прочесть перед этим соответствующую страницу Википедии, что я и рекомендую всем сделать перед просмотром. Главные действующие лица — князь Владимир (Д. Козловский), его соратник, воевода Свенельд (Максим Суханов), заменивший собой летописного Добрыню, и его главный противник с ласковым именем Варяжко (Игорь Петренко). Также время от времени жизнь Владимира осложняют две женщины — насильно взятая в жены Рогнеда (А. Бортич) и (реже) жена убитого брата Ирина (С. Ходченкова).

В течение фильма разные персонажи периодически намекают Владимиру, что смерти нет, что благодать — это дар любви, а человек — раб божий и Бог — один, что, по замыслу авторов, должно внушить Владимиру желание покреститься. Нормального человека эти походя брошенные загадочные намеки наверное бы не тронули, но на Владимира они производят неизгладимое впечатление, так что в финале он подставляет шею под меч воеводы, чтобы тот «увидел и поверил» в воскрешение мертвых.

Большую часть времени персонажи пребывают в мрачно-экзальтированном состоянии — то бросают хмурые взгляд из-под бровей, то отрешенно смотрят вниз, видимо, демонстрируя тяжесть ситуации. Расслабиться никак не получается — надо обороняться и мстить. А в коротких промежутках между боями наших героев охватывают надуманные, возникшие на пустом месте страсти.

Между тем, под средневековыми одеждами и закопченными лицами порой проглядывают наши с вами современники, говорящие с чисто московскими интонациями. «Воевода — ты, что ль?» — спрашивает актер Петренко (Варяжко), как будто встретил актера Суханова (Свенельд) где-нибудь на улице у Дома кино. «Пойдешь на капище?» — спрашивает актриса Бортич (Рогнеда) у актера Козловского, как будто интересуется, собирается ли он в спортклуб.

Можно предположить, что князь Владимир и его современники не отличались богатством речи. Но это не повод наполнять фильм примитивными диалогами типа: «Где взял? — Где взял, там уже нет», или «Где Ирина? — Ушла. — Куда? — Не знаю. — Врешь. — Нет. Здесь врать нельзя».

Иногда персонажи говорят с претензией на философскую глубину (к сценарию приложил руку один из современных писателей): « — Люди не меняются. — Почему? — Не хотят». Или «Анна — значит благодать. — Что значит благодать? — Эт одар Бога. Дар любви. — Какого Бога? — Бог один».

Первая исповедь Владимира, где он заплакал, звучит в фильме так: «Что плохого ты сделал? — У брата в детстве кораблик украл. — А потом? — Потом убил его. — Сам? — Сам».

Не правда ли, трогательно до слез?

И, наконец, «хит», подаривший слоган всему фильму: «Тебе нужно увидеть, чтобы поверить». (Имеется в виду, поверить в воскресение мертвых).

Мы не требуем от режиссера Кравчука и его команды нового «Андрея Рублева», но хоть какая-то убедительность в разговорах «о высоком», хоть какая-то нешаблонность и глубина могли бы присутствовать в фильме на столь важную тему, чтобы рериховские пейзажи в кадре подкреплялись чем-то достойным по содержанию. Ведь картину делали 6 лет и истратили на нее, как ни крути, 20 млн долларов, а из декораций в Крыму, говорят, выстроен целый кинопарк.

Конечно, томимый вынужденным январским бездельем и привлеченный средневековым антуражем и обилием звезд, зритель пойдет на фильм и, раз билет куплен, вероятно, досмотрит его до конца. Касса, в итоге, будет собрана — ну а как же зрительское мнение? Ведь на кону — репутация российского кино, которую «Викинг», скорее всего, не укрепит.

Еще пару жестоких ударов по этой репутации нанесут в каникулы добрые, но бледные, пятые по счету «Елки» студии «Базелевс» — видимо, фантазия создателей уже настолько истощилась, что пора им сделать паузу в елках и приняться за палки («Палки-1», «Палки-2» и т.д.) И совсем ни в какие ворота не лезет «Дед Мороз. Битва магов» — скучнейшее и нелепейшее двухчасовое зрелище, искусственно слепленное в предновогоднем стиле по мотивам жанра «фэнтези», где среди звезд, льдов и компьютерных спецэффектов адски трудно уследить, кто кем и кому приходится, что делает и зачем — и даже Википедия тут не поможет. Удивительно, что этот фильм снял (и приложил руку к сценарию) режиссер, в общем-то, неплохой прошлогодней комедии «Призрак» А. Войтинский (с Трескуновым и Бондарчуком в главных ролях).

В общем, среди зрителей отечественного кино в выигрыше в эти каникулы останутся дети и все, кто любит мультфильмы: на экраны их выходит сразу два: «Три богатыря и морской царь» и «Снежная королева 3: огонь и лед».

Немного лучше обстоят дела с зарубежными фильмами — наиболее удачные из них принадлежат жанру фантастики.

Не оставит ощущения потерянного времени романтическая фантастика «Пассажиры» с философским, слегка сентиментальным сюжетом. Картину снял в Америке норвежец Мортен Тильдум, два года назад сделавший интеллектуальный триллер «Игра в имитацию» с Б. Камбербетчем.

Главные роли исполняют популярные и симпатичные молодые актеры Дженнифер Лоуренс («Голодные игры») и Крис Пратт («Великолепная семерка»). Завязка сюжета такова: во время 120-летнего полета на другую планету пассажиров погружают в спячку. Один из них (К. Пратт) по ошибке просыпается на 90 лет раньше и снова заснуть уже не может. Через год одинокой жизни на спящем корабле он не выдерживает и будит приглянувшуюся пассажирку (Д. Лоуренс). Что будет дальше, вы узнаете, сходив в кино.

Бюджет этой, по сути, театральной пьесы для четырех актеров (есть еще робот-бармен и, по ходу дела, просыпается один член экипажа) — ни много ни мало 110 млн долларов, хотя подобное зрелище с успехом можно поставить и на театральной сцене, в условных декорациях космического корабля, на создание которого в фильме, видимо, и ушла основная часть бюджета.

Если вам по душе незатейливый юмор и гонки на автомобилях, можно пойти на комедию «Без тормозов», которая выйдет в прокат 5 января. Фильм о том, как семья пластического хирурга испытывает чудо автомобильной техники под названием «Медуза», снял автор двух частей «Суперняня», французский режиссер Николас Бенаму. В комедии чувствуется налет голливудского глянца, и если бы не французские шутки и другие мелкие детали, можно было бы подумать, что действие происходит в Калифорнии. На самом деле фильм об автомобиле без тормозов, оказался настолько опасным для съемок, что их пришлось продолжать вместо Франции в Македонии.

Небольшим прокатом выйдет на экраны итальянская комедия «Зимняя сказка, или Королева, потерявшая имя», где действие происходит в итальянских Альпах. История встречи одинокой хозяйки горной гостиницы и случайно забредшего в гостиницу пожилого туриста (его играет сын классика итальянского кино Кристиан де Сика) на фоне альпийских пейзажей оставит легкие положительные впечатления и вызовет ностальгию у тех, кто до кризиса успел покататься в этом регионе на горных лыжах.

По поводу уже идущих фильмов. В январе продолжит свое триумфальное шествие по кинотеатрам новая часть цикла Звездные войны «Изгой-один». У этой эпопеи есть своя аудитория, и те, кто «в теме», не увидят ничего принципиально нового, но и не будут разочарованы. Под банальным названием «Призрачная красота» скрывается неплохая американская мелодрама на рождественско-философские темы любви, времени и смерти. Особенно хорошо играют главный герой — чернокожий актер Уилл Смит и известная Хелен Миррен (в роли актрисы, изображающей смерть). Фильм вышел в прокат две недели назад, но, надеюсь, те, кто еще не смотрел, застанут его в кинотеатрах. Также стоит посмотреть (опять-таки, если еще будет в прокате) слезовышибательный фильм «Союзники» с Брэдом Питтом и Марион Котийар.

Такова, вкратце, афиша кинотеатров на предстоящих новогодних каникулах. А на что потратить свое время и деньги — предоставим решить вам самим.