Главная Культура 18:16 06 Ноября 2015 1771
Россия – страна суверенного юмора

Кинорежиссер Алла Сурикова испытала это на собственном богатом опыте

Елена Булова

Народная артистка России, кинорежиссер, сценарист, президент фестиваля кинокомедии «Улыбнись, Россия!» Алла Сурикова отмечает юбилей. В эти дни ее поздравляют многочисленные друзья и коллеги-кинематографисты, желая крепкого здоровья и новых творческих успехов.

– Алла Ильинична, вот уже почти четыре десятилетия вы верны Её Величеству Комедии. В чем корни такой верности?

– Много лет назад один известный писатель предложил мне снимать кино по его книге. Я сидела без работы, а у него на фильм имелись хорошие деньги. Прочитала книгу и затосковала: герой ненавидел, блевал, осквернял… И хотя это была вполне популярная литература, я позвонила и отказалась: не могу полтора года жить с уродом-героем, от которого – бесконечные страдания.

– В чем секрет вашего жанра? Отчего одному режиссеру достаточно, условно говоря, показать публике палец, и она покатывается со смеху, а другой и сценариста зовет модного, и актеры у него сплошь звезды, а успеха нет?

– Рассмешить гораздо труднее, чем заставить плакать. Оттого удачных комедий гораздо меньше, чем картин, которые только называются комедиями. И среди моих тоже. Бывает и такое, что на площадке все покатываются от хохота, а просмотр пленки вгоняет в уныние. Или отснятый материал смешной, а пригладишь его, причешешь, что-то вырежешь,– и все: вместе с «водой» выплеснут «ребенок». Формулы удачи в комедии (как и в искусстве вообще) не существует.

 

– «Суета сует», «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Искренне ваш» «Человек с бульвара Капуцинов» – это восьмидесятые годы. «Две стрелы», «Чокнутые» «Московские каникулы», «Дети понедельника», «Хочу в тюрьму» – комедии девяностых. «Идеальная пара», «Только раз», «О любви в любую погоду», «Полный вперед» – фильмы уже нового XXI века. Как за это время трансформировался жанр?

– На заре человечества люди так же смеялись и плакали, любили и ненавидели, дружили и предавали, как сегодня. Может быть, только чуть наивнее, откровеннее, обнаженнее. Они так же кричали на своем Совете (Большом или Верховном): «Око за око! Кровь за кровь!», когда решались самые главные вопросы власти и межплеменных отношений. (Кстати, именно об этом мы с драматургом Володиным сняли в свое время комедию «Две стрелы»). Я это к тому говорю, что комедия была востребована во все времена, но именно в нестабильные она становилась еще и целебной. «Смейтесь, черт вас возьми!» – говорил Франклин Рузвельт своему народу во времена Великой депрессии. И как мог, поддерживал жанр.

«Жизнь – это не только череда похорон», – утверждал Чарли Чаплин, полемизируя со сторонниками так называемого реализма, который, скорее всего, был просто пессимизмом. Главное чаплинское начало для меня выражается не в его котелке, тросточке и походке, а в соединении юмора и доброты, как источнике жизненной силы и оптимизма, без которых современному человеку просто не выжить.

Знаете, почему вокруг людей, рассказывающих анекдоты, всегда собирается народ? Потому что мы на подсознательном уровне желаем оздоровиться: когда человек смеется, в его кровь поступает дополнительный кислород, и все процессы в организме приходят в равновесие. Это медицинский факт.

При жизни Гайдая от его комедий считалось «хорошим тоном» воротить носы, морщиться, швыряться обидными злыми словами. В кино в ту пору даже существовало такое специально придуманное критикой выражение – «гайдаевщина», то есть низкий жанр, слишком простонародное кино. Это сейчас нам всем стало понятно, что Гайдаю за его комедии монумент надо было ставить до небес, что фильмы его – самые смешные, что так, как он, сегодня никто не умеет! Что надо было под него институты создавать!

Это я к тому, что зрители далеко не всегда принимают современную им комедию. И в этом смысле режиссеры-комедиографы – настоящие камикадзе (а вернее, кОмикадзе).

Наша жизнь сегодня изменилась, и комедии тоже стали иными, нежели раньше. Это закономерно: время диктует свои условия. В современных комедиях, и мы это ежегодно наблюдаем на фестивале «Улыбнись, Россия!», стало больше черного юмора, фарса. Но сам жанр комедии по-прежнему остается наиболее востребованным.

– Говорят, вы предложили Общественной палате сделать призыв «Улыбнись, Россия!» национальной идеей. Это не шутка?

– Нет, какие шутки. А предложите идею получше. Больной человек не улыбается. Улыбается только здоровый. Или тот, кто выздоравливает.

– Как вы выбрали профессию режиссера?

– Я далеко не сразу в нее попала. Одно время работала на авиазаводе слесарем-сборщиком, затем грузчиком в магазине наглядных пособий, позже в театре отчищала старые декорации от краски. В какой-то момент занялась в университете математической лингвистикой и даже защитила диплом на «отлично». Но научная стезя не слишком привлекала, и матлингвистика в итоге канула в лету.

Впрочем, канула не совсем. Лингвистика ушла, мат, точнее его замена – осталась. Я категорически против мата на экране (хотя наш педагог на Высших режиссерских курсах Леонид Захарович Трауберг любил говаривать: «Мат – не роскошь, а прЭдмЭт сохранения режиссерского здоровья»). А вот чтобы придумать ему замену, на помощь и приходит лингвистика. Впервые я опробовал свой метод на фильме «Чокнутые», где в одной из сцен дрались герои Караченцова и Проскурина. Дрались они не слишком серьезно – корзиной да граблями, надо было срочно усиливать эффект крепкими выражениями. Я вспомнила про матлингвистику и нырнула в словари: берешь какое-нибудь редкостное, забористо звучащее слово, цепляешь к нему негативный эпитет – и вперед! Получились выразительные перлы, типа «белендрясы драные», «булдафон хренов», «буерак сопливый», «пентюх вонючий», «валуй сиплый» – емко и доходчиво.

– Многие смешные моменты со съемочных площадок тоже вполне могли бы потянуть на эпизоды хорошей комедии.

– Сплошь и рядом. Но это сейчас, спустя годы, в пересказе, они кажутся смешными, а на площадке выглядели катастрофами. Ведь из-за таких мелких накладок все может развалиться в момент!

На съемках тех же «Чокнутых» мы почти четыре месяца готовили сложнейший эпизод – «Поезд пошел». Под Питером, в Знаменском, построили «первый российский вокзал». На Витебском вокзале расконсервировали исторический поезд, стоящий под стеклянным колпаком – паровоз и четыре вагона. Когда перевозили их по питерским улицам, чуть не провалился асфальт. Изготовили конфетные коробки и специальные шейные платки с паровозной символикой. Три дня заряжали дорогостоящие фейерверки, которые крутятся, сверкают и горят в кадре всего сорок секунд. Собрали и одели массовку: четыреста человек простого люда, около двухсот дворян, конница, военный оркестр, царь, охрана, священнослужители с иконами и хоругвями. Наш поезд должен был тащить тягач, для этого мы специально проложили триста метров настоящих рельсов. Отправлением командовал не кто-нибудь, а замминистра путей сообщения. В день съемок еще раз «прошли» сцену: надо было успеть все снять за те самые сорок секунд! И вот прозвучала команда «Мотор!» Оператор взмывает на кране, Николай Караченцов бьет в колокол: «Ну, с Богом!» Пушка стреляет, конница скачет, народ ликует, господа рассаживаются по вагонам, герои запрыгивают на паровоз, фейерверки загораются, замминистра дает отмашку тягачу: «Поехали!» Поезд стоит на месте. «Поехали!!!» – кричит замминистра куда-то вперед. Поезд стоит. «Поехали!!!!!» – кричим уже мы с замминистра. Поезд стоит… Когда фейерверки отгорели и массовка распалась, поезд тронулся. Мне потом рассказали, какие слова я выдохнула в тот момент. Честное слово – я таких не знаю. Оказалось, водитель тягача отошел за угол и отмашки не видел.

– В чем особенности российского юмора?

– «Наши беды непереводимы», – шутил Жванецкий во времена Брежнева и Андропова. Все смеялись, понимая, о чем речь. Началась перестройка, и во времена Ельцина мы вроде бы стали смеяться над тем же, над чем смеялись в других странах. Казалось, еще чуть-чуть – и мы будем смеяться, как все остальные народы. Ан нет! Сегодняшние наши проблемы снова уникальны, наш юмор снова «суверенный». Как сказал сатирик, «трудно дышать полной грудью, когда ты – в полной заднице». Но народ твердо уверен: «Все, что ни делается, к лучшему. Хотя и не всегда – к нашему». Над чем мы смеемся? Еще Николай Васильевич Гоголь заметил: да над собой! И в этом наша сила.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11409
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7043
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6731
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6056
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5864
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?