Ждать больше нечего: россияне прощаются с последними сбережениями

Правительство тем временем продолжает сетовать на «чересчур крепкий» рубль и ожидает дальнейшей девальвации нацвалюты 

Доля россиян, имеющих финансовые накопления на «черный день», либо, наоборот, откладывающих деньги на приятные поводы – вроде отпусков или крупных покупок, – неуклонно снижается. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного специалистами Центра социологических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).

Согласно полученным данным, в настоящий момент накоплениями располагают около 40% граждан. Это существенно меньше, чем было годом ранее: в 2016-м средства, отложенные про запас, имели примерно 55% населения.

Социологи выяснили, что средний «баланс плавучести» равен нескольким месячным доходам его владельца. Средний же месячный доход, по статистике аппарата вице-премьера РФ по социальным вопросам Ольги Голодец, составлял в 2016 году 36 703 рубля.

Пессимизм и апатия

Специалисты полагают, что причины расходования резервов лежат не в экономической, а в психологической плоскости. Изначально кризис оказал на многих россиян мотивирующее воздействие; однако на третий год трудностей у населения накопилась моральная усталость.

«В 2015 году, на фоне резкого ухудшения благосостояния населения, падения объема сбережений не происходило, - отмечают авторы исследования. – Отказ от накопления денег в пользу их траты произошел в начале 2016 года и не был связан с ухудшением материального положения населения».

В результате, констатируют социологи, граждане стали реже планировать собственное экономическое будущее. Изменения настроений отлично иллюстрируют материалы прошлогодних опросов: в 2015 году 64% россиян полагали, что экономические трудности носят временный характер, теперь же доля оптимистов не превышает 51%. Число людей, считающих, что российская экономика находится в критическом состоянии, увеличилось в два раза – с 12% до 22%. Еще 22% россиян полагают, что РФ попала в затяжной кризис. В убежденности, что ничего серьезного в стране сейчас не происходит, пребывают не более 5% населения.

«В связи с тем, что люди не ожидают улучшения экономической ситуации в ближайшем будущем, ценность сбережений снижается. Люди не видят смысла сберегать средства в расчете на то, что при улучшении экономической ситуации (в частности, при снижении инфляции) они смогут сделать запланированные крупные покупки, начать бизнес и т. п. Поэтому те, кто раньше делал сбережения, начали их тратить», – констатировали авторы исследования.

Последний вздох потребителя

Ранее экономисты отмечали, что в ходе нынешнего кризиса наибольшие потери понесли не банки и даже не промышленность, а именно широкие слои населения. Обвал рубля в 2014–2105 годах более чем вдвое сократил покупательную способность россиян в отношении импортных товаров, а инфляция, рост тарифов ЖКХ, повышение акцизов и налогов в сочетании с ростом стоимости продуктов питания подкосили платежеспособный спрос.

В результате к весне 2016 года российский внутренний рынок столкнулся с серьезнейшими проблемами: строительная и автомобильная отрасли, ритейл начали задыхаться без платёжеспособных покупателей. В трудном положении оказался практически весь мелкий бизнес и значительная часть среднего. Только в строительстве за последние два года были обанкрочены около 3 тысяч компаний.

К настоящему времени кризис добрался и до крупных предприятий. Не далее чем сегодня суд признал банкротом компанию «ЦентрОбувь», в прошлые годы владевшую более чем сотней магазинов по всей стране. Сумма претензий к ритейлеру составила 23,5 миллиарда рублей.

Оживившийся спрос со стороны рядовых граждан, возможно, несколько смягчит ситуацию, однако надолго «кубышек» точно не хватит, полагают обозреватели. Поэтому отказ от сберегательной стратегии масс россиян вполне может оказаться прологом к очередному общенациональному разорению и массовым банкротствам уже не юридических, а физических лиц.

Колея не отпускает

Впрочем, российские власти, судя по всему, не намерены отказываться от курса на ослабление рубля, поскольку продолжают видеть в дешевой нацвалюте залог конкурентоспособности российских товаров на внешних рынках. Во вторник, 14 марта министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что рубль остается «слишком крепким». «Мы считаем, что укрепление рубля, которое мы видим на рынке, носит краткосрочный характер и не связано с фундаментальными факторами. В целом мы ожидаем, что в ближайшее время будет некоторое ослабление рубля и затем его стабилизация», – цитируют его слова российские СМИ.

В то же время эксперты отмечают, что очередная девальвация, скорее всего, не пойдет на пользу российской экономике. «Это очередная словесная интервенция в пользу ослабления российской валюты, – полагает экономист Александр Разуваев. – О том, что нам нужен слабый рубль, говорили все наши экономические чиновники. По их мнению, это поддержит экономику, хотя на самом деле это поддержит бюджет. Ну и плюс, конечно, это выгодно экспортерам», - добавил аналитик.