Депутаты Госдумы не поддержали предложение министерства финансов о введении уголовной ответственности и реальных сроков лишения свободы для лиц, уличенных во ввозе в страну санкционных товаров. Против этой инициативы, в частности, выступил председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
«Мне кажется, штрафовать нужно, а сажать – какой смысл?» – цитирует слова парламентария «Интерфакс». По мнению Крашенниникова, для борьбы с незаконным ввозом санкционки будет достаточно мер административной ответственности.
Ввоз сыров как контрабанда оружия
В четверг, 16 ноября стало известно, что ведомство Антона Силуанова подготовило законопроект, приравнивающий ввоз в страну санкционных продуктов к контрабанде оружия и незаконному ввозу взрывчатых и радиоактивных веществ.
Если бы предложение финансового ведомства оказалось принято, за нелегальный провоз на территорию РФ, скажем, санкционного сыра можно было бы сесть в тюрьму на срок от трех до семи лет. Должностные лица рисковали бы отправиться в места лишения свободы на 10 лет, а участники организованных групп «контрабандистов» - и вовсе на 12.
Также законопроект предусматривал введение штрафов до миллиона рублей.
Предложения по введению таких драконовских мер в Минфине обосновали тем, что в настоящее время «особое значение приобретает необходимость повышения ответственности недобросовестных лиц за уклонение от соблюдения соответствующих запретов и ограничений». Почему это «особое значение» необходимость наказаний приобрела именно сейчас, авторы инициативы не пояснили.
Кроме того, разработчики поправок считают, что новый закон позволит эффективнее бороться с контрабандой стратегически важных ресурсов, в том числе леса и пиломатериалов.
Инициатива вызвала широкий резонанс в СМИ, после чего представители Минфина выступили с пояснениями. В частности, они заявили, что действие законопроекта не будет распространяться на физических лиц.
Маловато будет
Инициатива коллег Силуанова вызвала скепсис не только у депутатов Думы, но и у независимых экспертов. Так, инвестиционный аналитик Global FX Иван Карякин отметил, что в России суровость законов часто компенсируется необязательностью их исполнения, а миллионный штраф – на деле не слишком большое наказание для профессиональных контрабандистов.
«Это маловато. Сумма сопоставима, например, с ценой перевозки «Газели» сыра из дальнего зарубежья», – сказал Карякин в разговоре с журналистами «МК».
При этом аналитик подчеркнул, что российские импортеры давно приспособились к санкционному режиму, и на таможне все документы оформляются правильно. По этой причине, полагает эксперт, большого влияния на общую ситуацию на рынке законопроект не окажет.
В свою очередь руководитель юридического департамента Castle Family Office в России и СНГ Роман Алексеев назвал инициативу Минфина «шагом назад». В 2011 году составы правонарушений, связанных с так называемой денежной и товарной контрабандой, были декриминализованы: они считались преступлениями в экономической сфере. «Но даже в старой статье 188 УК РФ товарная контрабанда наказывалась штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до 5 лет», – пояснил он журналистам.
При этом Алексеев также считает, что новый закон работать не будет. «Если возникали проблемы с привлечением их к административной ответственности, то почему не возникнут в данном случае»?» – отметил эксперт.
Борьба с контрабандой буксует
Это уже не первый законопроект, с помощью которого федеральное руководство пытается бороться с контрабандой санкционки. Два года назад с аналогичным проектом выступала Федеральная таможенная служба, которая в настоящее время подчиняется Минфину.
Правда, таможенники действовали с меньшим размахом: вместо того, чтобы прописывать санкционку в статьях Уголовного кодекса, ФТС предлагала отнести ее к стратегически важным товарам и распространить на нее соответствующие правила. При изменении санкционной политики такая схема позволяла не переделывать УК, а просто исключить зарубежные сыры, хамон и вина из списка стратегически важных для Российской Федерации товаров.
Если бы предложения ФТС приняли, новые правила заработали бы еще в 2016 году. Однако ведомство не смогло убедить правительство и законодателей в полезности своих предложений, а вскоре и вообще прекратило существование в качестве самостоятельной структуры.