К началу декабря большинство из 60 школ Самарской области, чьи инновационные проекты были "оценены" грантом в миллион рублей, израсходовало выделенные деньги. Позади, как сказал бы классик, миллион терзаний, и вроде бы директора могут вздохнуть спокойно. Но не тут-то было...
Муниципальная школа N 6 известна далеко за пределами города. Как рассказала директор Светлана Кручинина, в прошлом году по итогам Всероссийского конкурса в Обнинске, наградами был отмечен 81 ученический реферат. В основу инновационного проекта педагоги взяли Ломоносовские чтения. В школе решили создать ученическую академию наук с разными факультетами, дабы раскрывать таланты - учить детей добывать информацию, работать с ней, выступать перед любой аудиторией.
Проект получился грандиозный, но планам мешала бюрократическая неспешность, сопровождавшая все связанное с инновационными проектами. В марте самарские "миллионеры" были объявлены, а дипломы из Москвы поступили только через 6 месяцев. Еще больше волокиты оказалось с деньгами. Выделяли их по специальной смете, которую "наверху" корректировали.
Никто поначалу не предполагал, что самое главное требование финансовых органов - израсходовать деньги до конца года - потребует таких нервных затрат. Ведь деньги поступали частями. Первые суммы в июле, в разгар отпусков, последние - в октябре. Каждой из школ предстояло открыть специальный счет, подготовить кучу документов, где важна каждая запятая. К тому же часть оборудования для оснащения актового, спортивного залов и учебных кабинетов, которое решила закупить школа N 6, пришлось заказывать и ждать, когда привезут. А потратить деньги следовало к зиме, чтобы успеть отчитаться до конца года.
В декабре, когда Кручинина готовилась к отъезду в Москву, где чествовали лучших педагогов страны, было израсходовано только 600 тысяч рублей. "Еще десять дней, успеем", - заверила она. Хотя директор, если дать такое право, оставила бы часть денег на поездку одаренных учеников в Обнинск для участия в очередном конкурсе. И на прочие нужды. Ведь проект нужно реализовывать не один год, а больше никаких миллионов уже никто не даст. Но оставлять, как выяснилось, нельзя ни копейки...
И еще один штрих. В каждом из инновационных проектов высокий полет мыслей - информатика, эстетика, духовность... А ведь кому-то надо пахать землю, строить жилье. Сейчас самарским заводам не хватает рабочих, но инновационные проекты обходят стороной профориентацию и тем более - обучение трудовым навыкам, которые могут пригодиться после школы. Лично я благодарен городской школе N 59, обучившей много лет назад меня азам токарного дела. Свою первую получку я заработал за токарным станком. А как будут добывать себе хлеб насущный сегодняшние выпускники, не попавшие в вузы?
Наш комментарий
Ну почему школы-"миллионщики" вместо того, чтобы радоваться победе в конкурсе, вынуждены участвовать в гонке на освоение заслуженного гранта? Кому нужен этот осенний марафон?
Ответ очевиден: министерским чиновникам надо отчитаться в успешной реализации нац-проекта "Образование". А что деньги впопыхах могут быть потрачены не на то, их мало волнует. На недавней пресс-конференции представитель минобразования признался: с освоением денег возникли проблемы. Причина якобы в том, что школы не привыкли к большим деньгам, не умеют их тратить. Миллионные гранты стали стрессом, психологическим шоком. Особенно в сельских школах, а их 40 процентов среди победителей. Особенно в дотационных регионах, где до сих пор даже на мыло и веники денег не выпросишь. А тут: не было ни гроша, и вдруг - алтын.
В июле, утверждает министр Фурсенко, все деньги были перечислены в регионы. Каждой школе следовало открыть свой счет, после чего она могла распоряжаться миллионом. Но не по своему усмотрению, а на программу поддержки самого образования: модернизацию учебной базы, оборудование, переподготовку педагогов. А, например, на ремонт крыши, покупку мебели или зарплату учителям - нельзя. Причем свыше 200 тысяч рублей (столько стоит, например, кабинет полной комплектации) разом тоже нельзя потратить без проведения конкурса, для чего требуется за 45 дней подавать заявку.
Не укладываются в "пожарные" сроки 19 смоленских школ-"миллионщиков". Чтобы управление федерального казначейства по Смоленской области смогло зачислить деньги на счета учебных заведений, потребовались поправки в областное законодательство. Смоленские депутаты сделали это только в конце ноября. Как за месяц успеть закупить все необходимое оборудование?
По словам ректора Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуарда Никитина (это учреждение - федеральный оператор нацпроекта), Минфин не позаботился о специальном финансовом сопровождении грантов, не разъяснил казначействам порядок, поэтому в регионах началась самодеятельность. Например, в Черкесске глава администрации не сразу разрешил школам открывать свои счета. Поэтому и здесь - тоже цейтнот.
Что будет, если школы не успеют освоить деньги? "Они не пропадут, - заверяет Эдуард Никитин, - останутся в казначействе. Но на будущий год регион получит из бюджета ровно на ту же сумму меньшую субсидию".
В общем, первый блин вышел комом. Правда, есть надежда, что Минобразования извлечет урок из осенней гонки. Министр уже заявил: "Сроки проведения конкурса будут изменены, и в 2007 году он начнется значительно раньше".