Проблемы с автомобильными пробками, ежедневно парализующими движение в Москве, общеизвестны. Другой вопрос: как с ними бороться? Проекты на сей счет рождаются в изобилии и порой просто поражают своей смелостью.
Так недавно некая инициативная группа товарищей посоветовала мэру Юрию Лужкову организовать трафик в отдельные дни для машин с определенными госномерами. Те, у кого они четные, могут бороздить московские улицы только по четным дням, а обладатели нечетных - по нечетным. Иначе плати большущий штраф. Другая идея - выдвинутое на прошлой неделе предложение немецкой компании "Штрассен Хаус". Германские товарищи хотят построить "воздушные дороги" - поднять автомагистрали на 12 метров над домами, а в некоторых случаях проложить их прямо по крышам.
Однако пока наиболее реальной перспективой выглядит все-таки иное решение - рыть подземные ходы для машин. Одним из первых удачных опытов такого рода стал Лефортовский тоннель - 2,8 километра магистрали, - являющийся составной частью Третьего транспортного кольца. Теперь по его образу и подобию собираются создать автоподземелье под Пушкинской площадью и новый вариант движения от проспекта Буденного до Ростокинского проезда.
Впрочем, далеко не все смотрят на подобную "тягу к подземельям" с оптимизмом. Так по поводу планов реконструкции Пушкинской площади общественность уже устраивала серию акций протеста. Некоторые уверены, что в результате такого строительства значительная территория исторического центра Москвы - около 2 га - может запросто провалиться под землю.
Кстати, столичные диггеры под руководством Вадима Михайлова составили карту опасных мест Москвы, где провалы грунта наиболее вероятны. Если в центре это как раз улицы, примыкающие или расположенные вблизи от Пушкинской площади, то на востоке столицы места возможных провалов также оказались расположены рядом с планирующимся супертоннелем.
Тоннель "нырнет" с проспекта Буденного под землю перед Семеновской улицей. Далее он на протяжении более чем четырех километров будет проходить вблизи Преображенской площади, рядом с рекой Яузой, а главное - в районе старого Преображенского кладбища. Именно здесь возможны различные "сюрпризы" - грунтовые воды могли размыть карстовые породы, тем более что рядом проходит ветка Арбатско-Покровской линии.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
- У каждого провала своя причина, - рассказал корреспонденту "Труда" Юлий КОНОВАЛОВ, специалист Центра региональных геофизических исследований "ГЕОН". - И утверждать, что виноваты в этом прежде всего тоннели для автомобильного движения, разумеется, неверно. Город, под центром которого роют веками, активно строится, появляются новые станции метро, инженерные коммуникации. Кроме того, осень и часть зимы теперь выдались теплыми, а последующие затем холода, вполне вероятно, могут негативно повлиять на подземные канализационные коммуникации. Их разрывы и станут главной причиной подмыва грунта, а значит, и его обвалов.