По данным Росстата, из кошелька российского потребителя все больше денег уходит на овощи и фрукты, а также на сахар, джем, мед, шоколад, конфеты (за первые пять месяцев 2009 года эти продукты подорожали на 13,4%), рыбу и морепродукты (11,1%).

Цены на некоторые из этих продуктов поднялись и в Европе, однако стоимость ряда других товаров падает. Например, в среднем в 27 странах Евросоюза на 1,5% подешевели молочные изделия (сыр и молоко), на 3,7% - жиры и масла, а рыба - на 1%. Больше всего снизились цены на продукты питания в Эстонии, Португалии, Испании, Ирландии, Словакии, Австрии, Латвии, Германии и Дании (в среднем на 2%).

"Цены на продукты зависят от импорта, а потоки зарубежных товаров в Россию сокращаются, что сказывается на стоимости товаров. К тому же у нас много перекупщиков, которые делают много наценок", - рассказал "Труду" руководитель отдела аналитики агентства "Интегрум" Игорь Чесноков. Вторит ему и председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин: "В Европе лучше развито фермерство и переработка, обострена конкуренция, которая позволяет не повышать цены при снижении доходов населения".

Большое влияние на ценообразование оказывает политика государства. В Европе более дешевые кредиты для предпринимателей, а в России этот и другие барьеры не могут преодолеть. "С начала года на 20% подорожало электричество и другие бытовые услуги. Все повышенные расходы закладываются в стоимость продукта, поэтому цены и растут", - объясняет председатель правления КонфОП.

Все эти факторы не позволяют ценам опускаться вслед за платежеспособным спросом. "Инфляционное давление слишком сильное. В долгосрочной перспективе могут подешеветь только социально значимые продукты, такие как хлеб, крупа, молоко. Но они и так дешевые", - заключает аналитик агентства "Финам" Сергей Фильченков.

Параллели

В Европе цены замерзли


Цены на основные товары в Испании остались практически прежними. По словам продавца частного продуктового магазина Мадрида Хуана Мендоса, батон хлеба стоит около 1 евро, пакет молока - 1,3 евро, колбаса - около 2,5 евро за кг, мясо - в среднем 5 евро за кг, шоколад - 1,2 евро за плитку. В Португалии хлеб стоит в среднем 0,7 евро за батон, пакет молока - 1 евро, колбаса - около 2,2 евро за кг, мясо - около 4,5 евро за кг. Во Франции хлеб обходится в 1,5-2 евро за батон, молоко - 1,5 евро за пакет, колбаса - около 3 евро за кг, мясо - около 6 евро. Эдуард Гущин Мадрид

Послабления

Торговать с лотков - до 2014 года

Госдума продлила существование открытых рынков в больших городах на три года, в райцентрах - на пять лет.

Глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров пояснил "Труду", что к 1 января 2010 года около 20% инвесторов не успевают построить капитальные здания рынков, как это предполагалось ранее.

"Если бы закон вступил в силу, то из 3500 российских рынков закрылись бы 10%", - говорит депутат. Необходимость переноса сроков в Госдуме связывают не только с проблемами инвесторов, но и с ущербом, который понесут частники, торгующие овощами и фруктами с приусадебного участка. По данным комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, 65% торговли продуктами в России приходится на малый бизнес, лишь 15% продуктов россияне покупают в супермаркетах.

Мнения

Сергей Фильченков
, аналитик агентства "ФИНАМ":

- Почти 50% продуктов питания в России - импортные. Из-за укрепления доллара закупщики платят больше денег за тот же товар, потом переплачивают перекупщики, затем другие, и так по цепочке. Поэтому потребителю приходится покупать дорогой продукт. Кстати, с начала 2009 года отмечен рост российского рынка продуктов почти на 8,5%. Интересно, что вырос рынок не за счет повышения покупательского спроса, а из-за увеличения цен на продукты.

Игорь Чесноков, руководитель департамента аналитики агентства "Интегрум":

- Российская экономика молодая, и рыночные механизмы у нас не отработаны. Только в России предложение определяет спрос, а не наоборот, как в других странах. К тому же политика государства, например, по заморозке цен, неэффективна. Непродуманное и несовершенное законодательство не позволяет наладить работу бизнеса, из-за чего предприниматели, чтобы покрыть растущие расходы, переплачивают и завышают цены.

Дмитрий Янин, председатель правления КонфОП:

- Правительство придерживается политики сохранения барьеров для импорта, поэтому мы не можем наладить здоровую конкуренцию на рынке. Нам нужно больше фермеров, производителей, переработчиков, чтобы избавиться от монополизма в отраслях. А он уже сложился, как, например, в сфере переработки молока.

Если заняться экономическими вопросами сейчас, то через 3-5 лет мы сможем получить первые результаты. И даже при снижении импорта будем иметь доступные товары.