В Москве под председательсвом Патриарха Алексия Второго открылся Всемирный Русский Народный Собор. Представители церкви, государства, а также общественные деятели собрались, чтобы обсудить злободневную проблему: "Богатство и бедность: исторические вызовы России". Христос не раз шокировал апостолов непривычными для человеческой логики суждениями. Таким был и тот случай.

"Услышавши это, ученики Его весьма изумились", - сообщает евангелист Матфей.

Слова, которые так поразили тогда апостолов, звучат сегодня, как пословица: "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие".

Однако и сейчас истинный смысл сказанного рождает различные толкования и вопросы. Всегда ли богатство - грех, а бедность - добродетель? Мешает ли праведность успешному бизнесу? Как соотносятся вера и социальная справедливость?

Богатство и бедность - категории не только социально-экономические, но и богословские. Еще на ветхозаветных страницах Священного Писания "богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Бог".

Это ведь только кажется, что богословие далеко от практических проблем общества. Иногда оно переплетается с ними самым неожиданным образом. Так, во всяком случае, происходит и на XI Всемирном русском народном соборе, который открылся 5 марта в московском храме Христа Спасителя. Тема этого форума - "Богатство и бедность: исторические вызовы России".

По традиции в работе Собора принимают участие иерархи и духовенство Русской Православной Церкви, главы других традиционных религиозных общин России, политики, государственные деятели, известные люди из мира науки и культуры, предприниматели, посланцы русских общин зарубежья. Вступительное слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия и обозначило вот такой двуединый подход к проблеме - богословский и практический одновременно. Без обращения к вечным и высоким истинам не разобраться в земных противоречиях, не найти ответа на самые острые и актуальные вопросы, которые сегодня стоят перед нашим обществом. Такова позиция Патриарха.

И с таких позиций будут обсуждать заявленную тему участники собора, среди которых такие разные личности, как Георгий Полтавченко, Александр Ципко, митрополит Кирилл, Сергей Капица и многие другие.

Направления обсуждения весьма разнообразны. Что можно считать бедностью и в чем ее причины? Каковы причины социального разлома российского общества и феномена работающих бедных? В чем духовные и материальные корни бедности? Природные ресурсы - путь к богатству или бедности? Где перспективы экономического развития России? Важное место отведено и диалогу между религиями и этносами России, а также межнациональному и межрелигиозному взаимодействию в мировом масштабе.

Об итогах и наиболее интересных выводах Собора мы расскажем по его завершению подробнее. Но уже с самого начала обсуждения стало ясно, что одной из насущных проблем нашего общества сегодня является социальная ответственность бизнеса. Как используется богатство в стране, где так остра бедность? Тут ведь и нравственный закон надо иметь в виду, и угрозу социальных катаклизмов, и, наконец, Высший суд.

Да ведь и смутивший апостолов вопрос о том, как пройти сквозь игольное ушко, с этим напрямую связан, если вдуматься. Евангелисты пересказывают слова Христа во время этого разговора почти одинаково. Почти.

"Трудно богатому войти в Царство Небесное", - читаем у апостола Матфея. "Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие", - так у апостола Луки.

А вот евангелист Марк сообщает очень серьезный нюанс:

"Трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие!"

То есть само по себе богатство еще не все. Как относишься к нему, как распорядишься - вот, что важно.

Коновалов Валерий