Когда на предприятии возникают финансовые трудности, работодатели нередко решают их с помощью сокращения работников. При этом сотрудникам предлагают уволиться по собственному желанию, чтобы не выплачивать им оклад за 2 месяца. Александр Салтыков отказался уйти «подобру-поздорову».

Александр Салтыков устроился на работу в компанию «Автограф» (более известную как автоцентр «Дакар») в качестве системного администратора в 2005 году. При этом трудовом договоре не были оговорены его обязанности. До апреля этого года претензий к Салтыкову у начальства не было, пока представитель компании не предложил ему уволиться по собственному желанию. Однако Александр отказался.

Дальше сотрудника атаковали. Дважды Салтыкову письменно поручали выполнить задания, связанные с учетом операционных систем, переименованием компьютеров и т.д. Объем работы был определен нечетко, Александру «случайно» закрыли доступ в помещения, где находилась часть техники, и к персональному компьютеру. Салтыков не смог выполнить задания в срок, о чем предупредил начальство заранее. Тем не менее, ему дважды объявили выговоры.

Затем Салтыкову поручили произвести переучет техники в одном из департаментов предприятия, что не входило в его обязанности. Кроме того, работодатель через две недели провел собственную ревизию, результаты которой разошлись с итогами работы Салтыкова. То, что за две недели технику можно было неоднократно принести и унести, во внимание не приняли. Александра обвинили в ненадлежащем исполнении обязанностей и уволили по статье 81 Трудового кодекса «за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание».

Салтыков решил бороться за справедливость и обратился в суд с иском о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Юристам компании «Юридический центр Эгида» пришлось доказывать в суде, что выговоры Салтыкову объявили незаконно. Задания начальства изначально были не выполнимы в поставленные сроки, к тому же, часть их не входила в его должностные обязанности. Кроме того, в процессе их исполнения Александру чинились препятствия. В ходе судебного разбирательства пришлось даже высчитывать время, требуемое для переименования компьютеров и закрепления на них наклеек.

Результат превзошел ожидания. По решению суда Салтыкова восстановили на работе в прежней должности, в его пользу с компании «Автограф» взыскали более 80 000 рублей за вынужденный прогул, который длился около 4 месяцев, 2000 рублей за причиненный моральный вред и около 4000 рублей госпошлины. За борьбу услуги юристов Салтыков запобошлись в 12 000 рублей.

Евгений Дмитриев,
генеральный директор «Юридического центра Эгида» :

– Тем, кому через суд удалось восстановиться на работе, нередко создают невыносимые условия труда. А иногда и вовсе лишают возможности трудиться, не допуская на территорию организации или не предоставляя рабочего места. Но бороться все-таки стоит: и из-за денег, которые компенсируют время и силы, потраченные на борьбу, и чтобы начальство понимало: не все работники покорны и безответны. «Увольнение с восстановлением» может обойтись работодателю дороже увольнения по сокращению.

Мария Конюкова