НИКОЛАЙ КОЛЯДА: "МНЕ НИЧЕГО НЕ СТОИТ ВЫМЫТЬ ПОЛ В ТЕАТРЕ"

Билеты спрашивали еще у метро. Давненько столица не знала такого ажиотажа, вызванного спектаклями провинциального театра. А во всем виноват Николай Коляда, пьесы которого идут не только в России, но и за рубежом.

Шесть лет назад известный екатеринбургский драматург решил доказать, что может быть режиссером и с успехом ставить не только свои пьесы (а их у него 93!), но и классику: "Гамлета", "Женитьбу", "Ревизора"... Нынче он показал пять своих спектаклей на сцене дружески расположенного к нему "Современника".

- Николай Владимирович, в 2001 году вы создали единственный в стране частный авторский театр, в котором вы и драматург, и режиссер, и художник, и менеджер. Что для вас значит этот театр?
- В моем понимании театр - это компания единомышленников, которые любят театр так же сильно, как и ты. Вот и все. У нас ничего не делится, и если я прихожу в театр и вижу грязный пол, то мне не западло взять в руки тряпку, поскольку это мой дом. У меня молодая, подвижная труппа. Это 26 человек, всегда настроенных на работу, и деньги для них не главное. Это не академический театр, где много вранья, интриг, склок, я в нем никогда не стал бы работать.
Когда у меня появилась возможность набрать труппу, я вытащил свою заначку в 10 тысяч долларов и вложил деньги в аппаратуру, реквизит, и мы начали репетировать. Вначале актеры получили по 500-800 рублей, сейчас они имеют значительно больше. Но эти гастроли мне влетели в копеечку - а именно, в 309 тысяч рублей. Для меня это большие деньги, но никуда не денешься, надо было платить за дорогу, гостиницу, аренду помещения. Я обещал артистам, что мы поедем в Москву, и слово свое сдержал.
- Значит, несмотря на всю любовь "Современника" к вам, он взял с вас за аренду сцены?
- Да, за все пять спектаклей, которые мы показываем в Москве. Но я копил средства на эту поездку, к тому же я получаю хорошие авторские отчисления от спектакля "Заяц. Love story", который идет в "Современнике", - 7-8 тысяч долларов ежемесячно. Другой мой спектакль "Селестина" не дает таких доходов, поскольку его показывают раз в месяц, но все равно что-то "капает". Благодаря этим отчислениям мы купили для своего театра кондиционеры, новые кресла в зрительный зал.
- Значит, свой авторский гонорар вы вкладываете в театр?
- А куда еще, не в чулок же... Деньги на тот свет не заберешь, а так после меня останется театр.
- Сколько стоят в Екатеринбурге билеты на ваши спектакли?
- На премьерный спектакль "Женитьба" - 350 рублей, а на старые постановки - 150 рублей. Вырученные деньги от продажи билетов идут на зарплату артистам, оплату коммунальных услуг, на оформление новых спектаклей, которые в среднем стоят 70-90 тысяч рублей. За аренду помещения мы пока не платим. Полтора года назад нам дали в центре города деревянный особняк, памятник архитектуры ХIХ века, где не было воды, электричества, ничего. Мы сделали все это за месяц с помощью зрителей, студентов университета, и правительство города разрешило нам в течение трех лет не платить за аренду. Что будет дальше, не знаю.
- Вы часто говорите, что Екатеринбург - город не театральный, и тем не менее продолжаете работать в нем. Почему?
- Город здесь ни при чем, все дело в чиновниках от культуры, которые чувствуют себя хозяевами положения: тебе дам деньги, а тебе не дам. На мой взгляд, в первую очередь надо давать тем, у кого что-то движется, получается, дает новые ростки. Сейчас я задумал провести у себя в городе фестиваль "Коляда - plays", где будут показывать мои пьесы, пьесы моих учеников: Богаева, Сигарева, Архипова... Написал заявку в областное управление культуры, но документы не прошли, якобы неправильно оформлены. Написал в Министерство культуры России, но документы оказались утерянными. Вот и приходится бегать по городу с протянутой рукой, умолять...
- Насколько я знаю, в Москве вам всегда помогает актриса Лия Ахеджакова...
- Это мой ангел-хранитель и первая моя утешительница. В прошлом году я привез на "Золотую маску" спектакль "Амиго", но ничего за него не получил, потратив уйму денег на проезд, гостиницу. А Лия, посмотрев спектакль и обревевшись на нем, добилась, чтобы на фестивале "Территория" под руководством Евгения Миронова наша актриса Ира Ермолова получила приз за лучшее исполнение женской роли и денежную премию в 30 тысяч рублей.
- Это правда, что она попросила написать пьесу для нее?
- Да. И я обязательно напишу пьесу, коль скоро мне повезло встретить в своей жизни такую бесподобную актрису, гениально играющую в моих пьесах "Селестина" и "Персидская сирень".
- Как я вижу, вы не теряете в жизни оптимизма...
- Я очень ценю чувство радости, когда оно посещает меня. А это все-таки со мной частенько случается. Поэтому хочу пожелать читателям вашей газеты, чтобы работа для них была в радость, а не в тягость, чтобы деньги, которые они зарабатывают, тратились не только на необходимые, но и на приятные вещи. Я до сих пор помню тот день, когда на первый свой гонорар купил джинсы и цветной телевизор. Стоял в квартире и плакал, не веря, что мне наконец стали платить деньги за мои пьесы...