ЧП межпланетного масштаба

О том, как Федор Бондарчук, критикуя землян, вернул журналисту веру в отечественное кино

Российских зрителей можно поздравить. Наконец-то на экраны вышло качественное и интересное, масштабное и вместе с тем трогательное кино. Фантастическая мелодрама «Притяжение» режиссера Ф. Бондарчука – увлекательный - и красиво снятый фильм, который с одинаковым интересом будут смотреть дети и взрослые – думаю, не только в России, но во всем мире. Единственное, в чем, на мой взгляд, авторам фильма о прибытии инопланетян так и не удалось убедить зрителей – это в агрессивном отношении нас, землян, к гостям из космоса.

Космический корабль, сбитый российскими ракетами, приземляется, руша дома, в одном из спальных районов Москвы. Участок огорожен, подтянуты войска для охраны. Намерения инопланетян неясны. В контакт с неизвестным существом, напоминающим человека-паука, неуклюже пытаются вступить член Госдумы и главнокомандующий спецоперацией (Олег Меньшиков).

На фоне этих грандиозных событий дочка главнокомандующего, школьница Юля (Ирина Старшенбаум) случайно сталкивается с пришельцем – он ей жизнь спас, а потом она его среди развалин подобрала, отмыла, кровь перелила и влюбилась. Но у девушки есть ревнивый жених (Александр Петров), который решает наказать соперника.

Перед тем как фильм «Притяжение» вышел в прокат, я уверен, многие успели посмотреть его трейлер, где исполнитель главной роли Александр Петров кричит с экрана: «Это наша земля», и придя в зал, зрители приготовились увидеть бедных землян, держащих оборону против агрессивных пришельцев. На самом деле, все наоборот – агрессивными авторы фильма попытались представить жителей Москвы и даже шире – жителей Земли.

Я говорю «попытались», потому что поводов для агрессии по ходу сюжета собственно и нет. Ну, упала с неба загадочная конструкция, которую наши военные сами же и сбили, мирно лежит себе, никого не трогает, признаков жизни не подает – разве что речку осушила. Конечно, жители московских спальных районов – люди неидеальные и порой нелюбезные, но если у вас во дворе приземляется загадочный объект, это, рассуждая здраво, скорее вызовет любопытство, чем агрессию.

Создатели фильма сказали, что идея его родилась под влиянием конфликта русских с мигрантами в Бирюлево. Мигранты в итоге трансформировались в пришельцев из космоса, но ненависть местных жителей к чужакам осталась неизменной. Видимо, таким причудливым способом зрителям пытаются привить терпимость. Не знаю, будет ли достигнут нужный эффект, но подозреваю, что мигранты и инопланетяне – это все-таки две большие разницы.

Ну а если коротко о главном, то самое ценное в фильме «Притяжение» – не масштабные военные операции и стычки с полицией, а романтическая история, в чем-то похожая на сюжет «Человека-амфибии» и, наверное, еще многих произведений – нестареющая история любви женщины к чужаку из другого племени. Чужака интеллигентно и с тонким юмором сыграл актер Риналь Мухаметов. И то, что он, а также исполнители других главных ролей своей игрой заставили нас в течение двух часов не отрываться от экрана – большая удача фильма.

Конечно, и здесь есть моменты, режущие глаз внимательного зрителя. Главная героиня – старшеклассница Юля, несмотря на нежный возраст, выглядит излишне жесткой и высокомерной. Тип агрессивной женщины становится все более популярным, особенно в американском кино (всевозможные стреляющие агентши и женщины-полицейские), и в нашем фильме, похоже, тоже присутствует эта дань моде. Персонаж обаятельного А. Петрова, наоборот, с самого начала производит впечатление крайне положительного, правильного парня, и этот образ не вяжется с жестокими поступками, которые он начинает совершать в дальнейшем. Излишне строгим, каким-то маниакально-одержимым выглядит отец главной героини в исполнении Меньшикова.

В фильме можно найти и другие преувеличения и натяжки типа истории с самостоятельным переливанием крови, но не будем слишком придирчивы – нет ничего нового под луной. Поблагодарим создателей фильма хотя бы за то, что в отличие от авторов остальной дорогостоящей кинопродукции последних месяцев им удалось вложить в своей фильм, кроме спецэффектов, что-то по-настоящему человеческое и душевное. Фильм, о необходимости которого твердили кинозрители, наконец появился.