АЛЕКСАНДР БЕЛЯВСКИЙ: МЕНЯ НАЗЫВАЮТ ЛЕОНИД ИЛЬИЧ ФОКС

Заслуженный артист России Александр Белявский - выпускник двух вузов: Института цветных металлов и Театрального училища им. Щукина. Снялся в более чем ста фильмах, в числе которых - "Июньский дождь", "Их знали только в лицо", "Иду на грозу", "Место встречи изменить нельзя", "Серые волки", "Тайны дворцовых переворотов"... Работал в Театре сатиры, был самым первым ведущим в популярной телевизионной передаче "Кабачок 13 стульев". Жена Людмила - врач. Больше всего на свете Белявский любит четырехлетнего внука и дачу. В интервью отказывает практически всем и каждому, но для "Труда" сделал исключение...

- Александр Борисович, по первому образованию вы геолог. Что-то полезное для Родины в этой области успели сделать?
- Ничего такого, чтобы страна ахнула, я не нашел. Дослужился до младшего научного сотрудника, писал научные статьи для журналов, стал автором одного изобретения. Работал в Иркутске, потом в Москве, ходил в экспедиции, путешествовал. Профессия романтическая, тогда романтика была в цене.
- Став артистом, вы, говорят, особенно любили неожиданные для себя роли?
- Неожиданность - в самой природе актерской профессии. Первую свою роль - Молчалина сыграл, работая инженером в Восточно-геологическом управлении. После этого вышла заметка о моем творчестве в местной газете. До сих пор ее храню как дорогую реликвию. Помню, режиссер тогда попросил поискать в себе черты, мне не свойственные. С тех пор этот поиск продолжается. Когда пришел в Театр сатиры, народный артист Тусузов очень точно подметил: "Сашенька, у вас огромная трагедия - у вас разрыв. Вы внешне - фрачник, а в душе-то вы - рубашечник, у вас нет совпадения". Вот это "несовпадение" и позволило мне быть и таким, и другим. У меня никогда не было одного амплуа. Ведь как в актерской жизни бывает: пошло тиражирование и эксплуатация одного и того же образа... Я знаю таких артистов. Это не самый верный путь к успеху.
- Две роли в вашем творчестве стоят особняком - Брежнева и Фокса. Говорят, друзья в шутку называют вас Леонид Ильич Фокс. Что вам важно было подчеркнуть в роли Брежнева в фильме "Серые волки"?
- Мне интересно было, как он вел себя в обычной обстановке, как на женщин, например, смотрел. Мы ведь его только с трибун и видели. Встречи - проводы. Брежнева многие к концу жизни передразнивали, издевались над его несчастьем. Играть карикатурного, анекдотического генсека я считал делом грешным. В фильме только подчеркнул его манеру речи. Он и сам иногда над собой подшучивал и любил про себя анекдоты слушать. Не все могут похвастать подобным. Фильм претендовал на некую серьезность, так что карикатуры я не делал. К тому же неумный человек не мог руководить огромной страной 18 лет. По сути, в последние годы он был лишь номинальным генсеком, крутили колесо истории уже другие люди. Но до своей болезни он был вполне разумен, не случайно сейчас те времена порой называют "золотым веком".
После премьеры Евгений Матвеев мне сказал: "Тебе-то хорошо, ты сыграл Брежнева, когда его уже в живых не было, а я ведь - при жизни". И рассказал такую историю. Получив роль Леонида Ильича в фильме "Солдат свободы", столкнулся с проблемой. Брежнев, как всем известно, выходец из Украины и, как все хохлы, "гыкал". Матвеев не знал, как себя вести: "гыкать", как генсек, - похоже на издевку. Ни на "Мосфильме", ни в Союзе кинематографистов ничего не могли посоветовать по этому щекотливому поводу. Тогда Матвеев обратился к Суслову. "Товарищ Матвеев, - стал наставлять артиста член политбюро, - вот в "нороде" говорят, что я "окаю", но вы же сами слышите, что я не "окаю". В общем, Евгению Семеновичу все стало ясно: он постарался избавиться от присутствующих в сценарии слов с буквой "г".
- На роль Фокса сразу согласились?
- Когда меня пригласили в фильм "Место встречи изменить нельзя", я и предположить не мог, что он станет таким популярным. Народ, как ни странно, почему-то меня в этой зверской роли полюбил. На улице, когда встречают, до сих пор так и называют, особенно около пивных ларьков: "Фоксу - без очереди". Помню, как меня привезли на съемочную площадку, одели в военную форму и дали большую сложную роль. А ведь до Фокса я в основном "воровал". В фильме "Рожденная революцией" ограбил ювелирный магазин, в картине "И снова - Анискин" - городской музей и два дома, ну а Фокс вообще до "мокрухи" дошел. Иногда друзьям в шутку говорю: "Все идет по восходящей, следующим должен быть предатель Родины". И, кстати, в картине "На Гранатовых островах" сыграл агента ЦРУ.
- Александр Борисович, фильму "Ирония судьбы... " исполнилось 25 лет. Ваша сцена в бане давно стала хрестоматийной...
- Между прочим, сцена жаркой бани снималась в холодном павильоне "Мосфильма", и для сугрева актеры принесли настоящей водки. Узнав об этом, Рязанов страшно разозлился, и на следующий день всю честную компанию подвергли тщательному "таможенному" досмотру. Подозрительный Эльдар Александрович лично откупоривал бутафорские бутылки и с пристрастием нюхал содержимое. Но все-таки не уследил: в начале одной из банных сцен на столе стоят две бутылки водки, а в конце - три. Как третья бутылка туда попала - уму непостижимо, кадр-то был непрерывный. Кстати, о Рязанове: я всегда считал, что моя наивная вера в Деда Мороза осуществилась именно в его лице. Он сделал невероятный подарок к Новому году, который мне дорог и согревает сердце до сих пор.
- Существует легенда, что однажды, влюбившись в девушку Милу, которая впоследствии стала вашей женой, вы тут же ее и потеряли?
- Не девушку я потерял, а записную книжку. Хорошо еще, знал, что Людмила учится в медицинском. А их в Москве аж три. Все обошел и нашел.
- А почему вам, такому популярному артисту, поздно дали заслуженного?
- В 1988 году присвоили. На старости лет. Но я к этому с юмором отношусь. Когда на концертах меня спрашивают: "Вас как объявлять?" - отвечаю: "Просто артист". Однажды в Театре киноактера устроили капустник. Шел фильм "Развод по-итальянски", тот самый, где мечущаяся Софи Лорен кричит: "Почему у "этой" есть звание, а у меня нет?" На что Мастроянни ей философски отвечал: "Дура! Зачем тебе звание, у тебя есть имя". Ну что тут добавишь...
- Александр Борисович, где сейчас снимаетесь?
- У Светланы Дружининой в сериале "Тайны дворцовых переворотов", в фильме "Оперативный псевдоним", съемки которого будут частично проходить в Ницце, во Франции. Продолжаю работать в сериале "Московские окна", с удовольствием снимаюсь в фильме "Козленок в молоке" по сценарию писателя Юрия Полякова.
- У вас так бывает: когда позарез нужно, чтобы тебя узнали - не узнают. А узнают, наоборот, когда это совсем некстати?
- Да вот совсем недавно подобная история произошла. Пошел получать пенсию. Много лет получаю ее в почтовом отделении без паспорта, потому что многие сотрудники отделения меня знают в лицо. Но тут, как назло, была новая смена. Вся очередь меня узнала. Подтверждают, что это я, сам я назвал серию паспорта, номер, где выдан, кем. Бесполезно. Девушка в окошке оказалась непреклонной. Я даже ей рассказал историю, которая произошла с Карузо. Когда он пришел на почту получать перевод, его тоже не узнали. Тогда он спел, и ему поверили. Я петь не умею. Я и шапку снимал, и так поворачивался, и сяк. Ничего не помогло. Словом, мне, в отличие от Карузо, все-таки пришлось идти за паспортом...