Тарифная удавка и ленивые «чемпионы»

Высокие тарифы на ресурсы, энергию и транспорт в кризис душат экономику, а неумеренные аппетиты коммунальщиков опустошают карманы граждан

Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает положить этому конец: заморозить тарифы естественных монополий и радикально изменить систему тарифного регулирования в стране. Предложение основано на расчетах Столыпинского клуба. Эксперты уверены, что сегодня тарифы на газ, электроэнергию и водоснабжение завышены в России на 30% и больше.

Напомним, с аналогичным предложением — дать окорот коммунальным баронам — еще в конце 2016-го выступил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он предложил заморозить на пять лет ряд тарифов ЖКХ для населения. «Мы считаем, что монополии в последние годы тратили непомерно много денег, демонстрировали худшую эффективность среди всех производителей в России товаров и услуг, — заявил глава ФАС на правительственном часе в Госдуме. — Поэтому полагаем, что можно не индексировать на протяжении пяти лет существенным образом тарифы».

Вот цифры. За последние восемь лет средняя оптовая цена на газ выросла в 3,7 раза, средний тариф на магистральный транспорт газа — в 3,5 раза, средняя конечная цена на электроэнергию — в 3 раза, а ее сетевая составляющая — практически в 4 раза. В свою очередь, средние потребительские цены на товары и услуги и средние цены на промышленные товары увеличились за этот период лишь в 2,4 раза.

Монополии грабят экономику. Например, железнодорожные тарифы только с 2007-го по 2014-й увеличились на 91,9% — в то время как индекс промышленного производства вырос всего на 6,9% (подсчитало Минэкономразвития). По данным самой РЖД, по основным перевозимым грузам доля транспортной составляющей в конечной цене продукции уже доходит до 30%. Тарифы завышаются настолько, что грузы невыгодно везти в другие регионы.

Аналогичная ситуация в электроэнергетике: цены выросли так сильно, что потребители готовы строить собственные котельные и станции.

Несмотря на постоянный рост тарифов, рентабельность большинства монополий не превышает 2%. «Убыточных предприятий больше, чем в любой другой области», — отмечают эксперты Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики. Страдает и качество: к примеру, на железной дороге скорость движения грузового поезда с 2009 по 2014 год упала с 42 до 37 км/ч, доля грузов, доставленных в нормативный срок, снизилась с 91 до 87,1%. В электроэнергетике с 2007 года цена доступа к электросетям выросла больше чем вдвое, но модернизация в этой сфере не проводилась. Тем временем в отрасли стареют и ветшают основные фонды: в 2014 году из эксплуатации было выведено в 2,6 раза больше генерирующего оборудования электростанций, чем годом раньше, а рентабельность производства не превышает 5,7%.

Резервов для повышения прибыльности и рентабельности естественных монополий много, считают в Федеральной антимонопольной службе, — и не за счет постоянного повышения тарифов, а через аудит издержек и их снижение. У них есть турагентства, медучреждения, спортклубы, говорит Игорь Артемьев, и эти непрофильные издержки они переносят на тарифы. «Мы имеем раскормленных, ленивых, совершенно неэнергичных «национальных чемпионов», — призывает глава ФАС. — Их нужно подбодрить».

Однако в реальности все идет наоборот. По оценкам Минэкономразвития, из 51 госкомпании лишь 21 утвердила и более чем на 25% выполнила программу сокращения непрофильных активов, 17 исполнили ее менее чем на 25%. 13 госкомпаний так и не утвердили программу или решили, что непрофильных активов у них нет.

Здесь требуется принимать жесткие решения на правительственном и президентском уровне. Однако чиновники Минэкономразвития выступают против заморозки тарифов. «Практика последних 20 лет показывает, что после того, как мы отпускаем тарифы, мы получаем куда более заметный рост», — говорит директор департамента госрегулирования тарифов МЭР Ярослав Мандрон. Но тут же указывает истинную причину такого антиэффекта — она в потере контроля за монополиями: «Государство по факту утратило функции по мониторингу инфраструктурного сектора. Это было отдано на корпоративный уровень».

Так может быть, пора и власть употребить?