Бабушкин сад

Путешествие в прошлое по скрипучим половицам

До поселка Струги Красные, райцентра в Псковской области, добрались на автобусе. А дальше 40 км до Лосиц на стареньком жигуленке, чей владелец с трудом согласился подвезти ваших корреспондентов: «Не ровен час, увязнем на дороге». Слава богу, не увязли, добрались. А оттуда уже пешком. И вот он, усадебный дом, очень похожий на тот, что изобразил Василий Поленов на картине «Бабушкин сад». Построенный в конце XVIII века, дом этот чудом достоял до нынешних времен в первозданном виде — ни разу не горел, пережил все революции и войны. Хотите прогуляться по скрипучим половицам? Тогда за нами!

На пороге нас встречает главный хранитель музея Татьяна Николаевна Степанова (на фото). Деревянный особняк на высоком холме в стиле русского ампира с портиком, украшенным колоннами и фронтоном, родом из пушкинской эпохи. Даже обшивка наружных стен в некоторых местах сохранялась с самого момента появления. Между прочим, именно этот особняк в Лосицах (официальное название музея — «Усадьба Лог») послужил прототипом при восстановлении усадебных домов Пушкинского заповедника. Особенно похож он на усадьбу Осиповых-Вульф в Тригорском.

Отсюда открывается завораживающий вид на освобождающуюся от льда реку Плюссу. Подходим к крыльцу, выходящему в сторону реки. Дом действительно будто сошел с поленовского полотна! Та же архитектура, те же подступающие к крыльцу кусты сирени и шиповника. Не хватает только старушки с девушкой да летнего пейзажа. Мы, конечно, помним, что две своих картины, «Бабушкин сад» и «Московский дворик», молодой художник Василий Поленов написал с натуры в Первопрестольной в 1887 году. Но мотивы «дворянского гнезда», милой уходящей натуры, кажется, до сих пор звучат в здешнем сыром воздухе. Да и само название «Бабушкин сад» удивительным образом перекликается с биографией этого дома.

Внутри него даже полы сохранились со времен его строительства. Татьяна Николаевна показала нам серебряный рубль 1816 года, найденный в щели между досками при проведенном недавно ремонте полов. Его, похоже, два с лишним века назад оставили на счастье строители.

Настала пора рассказать о последних владельцах усадьбы Лог. В 1890 году ее приобрели В. Н. Писарева и ее дочь О. К. Гориневская. В гости сюда едва ли не каждое лето наезжала писательница Маргарита Владимировна Ямщикова, взявшая себе в качестве литературного псевдонима имя Ал. Алтаев. В 1926 году она выкупила у подруги флигель, в котором жила до своей кончины. Между прочим, эта женщина в свое время считалась одной из самых популярных писательниц России. На ее счету 180 произведений, две трети из которых изданы до 1917 года. Помимо рассказов для детей это биографии многих известных людей. Успехом у читателей пользовались книги о Томасе Мюнцере, поэте Надсоне, Сервантесе, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи и о многих других незаурядных личностях. Уже в старости, после Великой Отечественной войны, Маргарита Ямщикова написала свои последние повести о Чайковском и Глинке, а также книгу воспоминаний «Памятные встречи», где авторское предисловие заканчивается так: «Ал. Алтаев. 5 августа 1956 г. Лог».

Ямщиковой было что вспомнить. Вот только две судьбы из запечатленных в «Памятных встречах». Подруга по рисовальной школе красавица Лиза Мартынова обрела известность прежде всего как «Дама в голубом» — именно она позировала художнику Сомову при создании известного полотна. Своею же ближайшей подругой Ямщикова считала Ариадну Максимову. «Чудное, симпатичное и чрезвычайно благородное существо», — пишет о ней Маргарита Владимировна. Ариадна была дочерью известного художника-передвижника Максимова, создавшего такие картины, как «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» и «Все в прошлом»...

В 1952 году в московском Центральном доме литераторов состоялось чествование писательницы Ямщиковой в связи с ее 80-летием. Среди поздравлявших были Лев Кассиль и Агния Барто, прислал письмо и глава Союза советских писателей Александр Фадеев. Умерла Маргарита Владимировна в 1959-м.

Ныне усадьба в Логе сохраняется трудами и заботами главного смотрителя музея Татьяны Николаевны Степановой и двух ее помощников. В холода они ежедневно топят дровами старинные печи (зимой температура в доме не выше 13 градусов). Набирают студеную воду из колодца в овраге. Татьяна Николаевна поселилась в усадьбе в 1984 году. Она прекрасно знает русскую литературу: студенткой Тартуского университета училась у самого Юрия Лотмана.

Усадьба Лог мало напоминает музей. Кажется, что в ее помещениях все еще живут давние обитатели. Ни табличек «Руками не трогать», ни заградительных веревочек. В одном из залов можно ступить на ковер, когда-то привезенный из Царского Села. А рядом на хрустальных шарах красуется рояль оттуда же. Возможно, на нем когда-то играла сама императрица Александра Федоровна. А тут на стене висят акварели, написанные родной сестрой Николая II Ольгой Александровной. Как все эти вещи оказались в столь отдаленных, глухих местах? Оказывается, в 1918 году добро на доставку рояля и некоторых других предметов в Лог дал располагавшийся в то время в усадьбе Лосицкий революционный комитет...

В доме также хранится письменный стол Маргариты Ямщиковой, который она когда-то купила на Ситном рынке в Петербурге. Он служил ей более 60 лет. За ним Маргарита Владимировна написала в 1950 году эти грустные строки: «Где «Бабушкин сад» наш, знакомый и милый, / С сиренью и спуском зеленым к реке? / Практичность эпохи все в хлев превратила, / У домика темную ель подрубила, / Не дрогнул топор в беспощадной руке».

Видите, и здесь про «Бабушкин сад»... Мы не ошиблись.