ИГОРЬ БУТМАН: ДЖАЗ МОЛОДИТ

В свои 43 Игорь Бутман - международная звезда джаза. Наряду с Алексеем Козловым и Игорем Гараняном, он входит в тройку самых известных российских саксофонистов. Много играет и записывается с лучшими западными музыкантами, гастролирует не только в Европе, но и на родине джаза - в США. Игорь еще и удачливый импресарио, к которому с концертами в Москву охотно едут суперзвезды джаза. Одним из немногих в джазовом мире Бутман удостоен звания лауреата Госпремии России.

- Говорят, экс-президент Америки Билл Клинтон назвал вас лучшим джазовым музыкантом мира из ныне здравствующих...
- Уточню - не из музыкантов вообще, а из саксофонистов.
- Тем более лестный комплимент, что Клинтон ведь сам неплохой саксофонист... Напомню для читателей, та ваша встреча состоялась во время визита Клинтона в Россию, когда вы выступали перед президентами обеих наших стран. Чья это была идея - пригласить вас?
- Нашего президента. Владимир Владимирович решил напомнить американскому гостю, что у нас тоже джаз умеют играть.
- А как у Путина с джазом?
- В отличие от Клинтона, он сам не играет, но неплохо разбирается в репертуаре и стилях.
- Когда вы впервые приобщились к джазу?
- В раннем детстве. Благодаря своему отцу. Мы жили тогда в Ленинграде на углу Фонтанки и Ломоносова. В нашем доме проживал саксофонист из джаза Утесова, к нему приходили многие музыканты. Отец мне про них рассказывал. Папа сам играл на барабанах, водил меня слушать ансамбль "Гамма-джаз"... Затем я поступил в музыкальное училище - и все, с того момента джаз стал моей жизнью! До сих пор одно из самых ярких воспоминаний - о первых наших репетициях с друзьями-коллегами, с которыми мы вместе образовали квартет. Самое прекрасное, что можно было играть громко и быстро - это очень нравилось нашей тогдашней публике. Особенно двум замечательным девушкам, просто красоткам, которые не пропускали ни одной репетиции. Это меня лишний раз убедило: джаз - могучее искусство, им стоит заниматься (смеется).
Вскоре я попал в питерский джаз-клуб "Квадрат", находившийся на пятом этаже Дворца имени Кирова. Президент этого клуба Натан Лейтес пригласил меня на первые в моей жизни концертные выступления. Кстати, недавно довелось выступить в Петербурге на 40-летнем юбилее "Квадрата". Было удивительно приятно окунуться в юность.
- У вас нет мечты когда-нибудь возвратиться жить в родной город?
- Мне так много куда хотелось бы возвращаться, потому что я полюбил самые разные города мира - например, Нью-Йорк. И, конечно, Москву, где живу уже многие годы. Одно время была у меня мысль купить квартиру в Питере, в том доме, где жил в детстве, но там теперь открыли филиал банка, а я хоть не бедный человек, но с банком тягаться не могу...
- Ваш сын продолжит джазовую династию?
- Пока рано загадывать. Он учится во втором классе музыкальной школы по классу фортепиано. Не вундеркинд - нормальный ребенок. Любит блокбастеры. Как, впрочем, и я. Недавно мы с ним с удовольствием посмотрели "Человек-паук-2".
- Что еще смотрите, слушаете, читаете?
- Хожу в театр "Ленком", поскольку дружу с Олегом Янковским и Александром Абдуловым. Прочитал почти все книги Эдварда Радзинского и вообще люблю историческую литературу. Собираю диски, причем как записи старых мастеров, так и новейших звезд. С интересом послушал новую пластинку Михаила Козакова "Одесса", в записи музыкального трека которой мне довелось принять участие.
- Вы дружите и с Михаилом Жванецким, который иногда приглашает вас в ТВ-программу "Дежурный по стране"...
- Жванецкий - прирожденный джазмен! Я имею в виду, что его программа "Дежурный по стране", как и джаз, основана на импровизации. Михал Михалычу задают любую тему, и он тут же выдает экспромт, причем не только минималистские зарисовки, но и целые устные эссе.
- Игорь, в течение лет 20 вы практически не меняетесь внешне. Знаете какой-то секрет молодости?
- Я давно заметил, что люди, увлеченные джазом, выглядят намного моложе своих сверстников. Видимо, джаз - музыка, которая молодит.
- Это правда, что именно вы возвратили Ларису Долину на джазовую сцену, предложив ей сделать совместную программу с биг-бэндом Бутмана?
- Не совсем так. Лариса давно думала вернуться в джаз. Как-то она пришла ко мне на день рождения, услышала мой оркестр, спела с нами несколько вещей, и ей так понравилось, что возникла идея подготовить совместную программу.
- За те три года, что вы гастролируете вместе, в пении Ларисы произошли какие-то изменения?
- Она стала свободнее. Лариса - замечательная певица, просто очень уж большой перерыв у нее получился, связанный с уходом в поп-музыку. Что ж, это был ее выбор, ее право - она любит эстрадную песню, любит популярность у широкого слушателя. Но и наш проект, надеюсь, будет жить. Это ведь очень полезно, в том числе и в просветительском плане: благодаря Долиной на наши концерты приходят многие люди, которые таким образом впервые встречаются с джазом. И даже те зрители, что кричат: "Спойте "Погоду в доме"!" - все равно получают "джазовую прививку".
- А вам не приходило в голову сделать джазовую версию "Погоды в доме"?
- Мы ее уже сделали. Правда, исполнили пока не в России, а на концерте в Нью-Йорке.
- Вам доводилось играть со многими легендарными музыкантами ХХ века, например, с Рэем Чарльзом...
- С Рэем Чарльзом знакомство произошло незадолго до смерти великого артиста. Он приехал на концерт в Москву, и ему рассказали, что есть тут такой музыкант Бутман. Мистер Чарльз заинтересовался и попросил организовать встречу со мной. Потом мы сыграли блюз, ему, видно, понравилось, как у нас выходит, он вошел в раж. От него такая фантастическая энергия исходила! Я играл вместе с человеком, которого называли олицетворенной историей джаза, блюза, фанка, ритм-энд-блюза... Просто не верилось, что это происходит со мной наяву.
- Говорят, Рэю Чарльзу нужно было покурить перед выходом на сцену. А что вам необходимо для куража? Может, "полтинник" коньяка?
- Вообще-то я пью все, что мне наливают друзья. Но перед концертом - решительно "нет". А после - пожалуйста!
- В начале 80-х в Ленинграде вы были замечены в рок-тусовке и даже приняли участие в записи культового альбома "Радио Африка" группы "Аквариум"...
- Я тогда был очень дружен с неповторимым музыкантом Сергеем Курехиным. Он меня пытался перетянуть в авангардную музыку, в свою тусовку. Я честно старался его понять, делать то, что ему хотелось, но у меня выходило по-своему... Я окунулся тогда в весьма своеобразный круг людей, которые много говорили о философии, рассуждали на глобальные темы, порой мне совершенно непонятные. Но они же могли не знать элементарную гамму до мажор, и это тоже не укладывалось у меня в голове: как это - человек весь в горних сферах, а по нотам сыграть не может? Как бы то ни было, в рок-энциклопедиях про меня иногда пишут: "Саксофонист, который играл с "Аквариумом" и Сергеем Курехиным". А что, мне это приятно.
- А на льду, говорят, вам удалось погонять шайбу вместе с Александром Якушевым, Алексеем Ковалевым...
- Да, я увлекаюсь хоккеем, даже, несмотря на напряженный концертный график, исхитряюсь выкроить время для тренировок, дружу со многими выдающимися спортсменами. Предпочитаю играть в нападении. Незабываемое впечатление прошлого года - поездка на Олимпиаду в Афины, где мы играли джаз в течение трех недель для наших спортсменов и членов российской делегации. Днем ходили на соревнования, страстно болели за наших. На полуфинальном матче по теннису, когда Настя Мыскина, выигрывая 5:2, в итоге все же проиграла бельгийской спортсменке, мы даже с женой чуть не поссорились. Я успокаивал супругу, которая сцепилась с бельгийскими болельщиками, страсти там кипели нешуточные... А вообще-то обожаю спорт в принципе. Все виды. В футболе болею за "Челси" и ЦСКА. И еще есть у меня мечта, что когда-нибудь Роман Абрамович и ему подобные богатые люди начнут с тем же увлечением, с каким они поддерживают спорт, помогать музыкантам, в том числе джазменам.