Санкции: нет худа без добра

Украинский кризис и западные ограничения в отношении России не могут не оказывать влияние на экономику стран постсоветского пространства

Неизбежная адаптация к новым геополитическим реалиям открывает перед Россией и странами-членами СНГ новые возможности для радикальной смены экономической парадигмы путем проведения структурных реформ, сокращения зависимости от западных рынков товаров, капиталов и технологий.

Украинский кризис несет потенциальный выигрыш для ряда бывших советских республик. Рост цен на металлы и энергоносители на мировых рынках повысил доходы Казахстана, Азербайджана и Таджикистана, ориентированных на экспорт сырья. Уход западных компаний с российского рынка открывает возможности для увеличения экспорта в Россию товаров из стран СНГ и ЕАЭС, прежде всего продуктов сельского хозяйства, товаров народного потребления, бытовых товаров. Потери некоторых государств СНГ в логистической сфере будут компенсированы перераспределением транспортных потоков, поскольку открывается возможность создания новых транспортных хабов.

Наша страна в дальнейшем может использовать тесные связи со странами СНГ для обхода западных санкций. В частности, Россия может осуществлять закупки санкционных товаров на Западе, через государства-члены ЕАЭС. Более широкое использование национальной российской валюты в расчетах со странами Евразийского экономического союза значительно снизит нагрузку на отечественный валютных рынок. Появилась возможность выстраивания новых транспортных маршрутов с государствами Южной Азии и Персидского залива через Иран и Индию.

Стартовал процесс принятия комплексных программ по снижению негативного влияния санкций как на национальном уровне, так и на наднациональном. Работа над антисанкционными мерами уже ведется в России, Казахстане, Белоруссии и Киргизии. Координация данных мер на уровне ЕАЭС повысит эффективность экономической политики и снизит вероятность торговых, валютных и иных конфликтов в рамках интеграционного объединения.

В России уже становятся заметными принятые меры по проведению ряда структурных преобразований, что ведет к большей адаптации в новых реалиях, снижает зависимость от западных технологических и финансовых рынков, смещение акцента на расширение внутреннего спроса и импортозамещение, а также отказа от сырьевой модели экономического развития в пользу инноваций и внедрения новых передовых технологий.

В дальнейшем, уверены, что больший акцент будет делаться на переход в расчетах на рубль по товарам, по которым Россия имеет позиции традиционно преимущественного поставщика. Расширение зоны применения рубля для обслуживания торгово-экономических обменов в национальных валютах в двустороннем формате с государствами БРИКС, РИК, ШОС и, возможно, рядом стран АСЕАН также станут важным векторами внешнеэкономической деятельности России. Становлению рубля в качестве региональной резервной валюты и упрочению его позиций будет содействовать последовательный курс на перевод и расширение зоны внешнеторговых операций как по номенклатуре товаров, так и по перечню стран-контрагентов.

В процессе формирования нового мирового порядка, в том числе с учетом итогов операции на Украине, Россия может получить хорошие шансы на обретение большего политического и, как следствие, экономического веса в мире, а также усиление позиций в диалоге по проблемам глобальной системы безопасности.

Важным, хотя и вынужденным, шагом явилось решение российского президента о переводе расчетов за поставки газа в недружественные страны на рубли и его поручение правительству России, Центробанку и Газпрому реализовать меры по изменению валюты платежа до 31 марта с.г. Данное решение имеет как серьезные финансово-экономические, так и, очевидно, политические последствия. Президент В.В.Путин, объявивший в своем выступлении о введении этой, по существу, первой ответной меры против недружественных стран, отметил, что торговля газом за рубли является лишь первым шагом. Уже сегодня ясно, что, несмотря на первую реакцию США и ЕС, этот шаг по существу ставит оппонентов России в весьма затруднительное положение.

Реализация данной линии не будет простой и займет какой-то временной промежуток. Однако ряд стран уже заявили о своей готовности перейти на новые стандарты. Что касается других государств, в том числе выступающих наиболее агрессивно и враждебно против России, их действия в этом вопросе будут в конечном счете определяться не только политическими, но и социально-экономическими факторами.

Критически важным с точки зрения закрепления своих позиций в качестве одной из ведущих мировых сверхдержав явится способность России подкрепить свои политические и военно-технические аргументы позитивными результатами в упрочении экономического статуса. В этом контексте необходимость ускорения процессов экономического и технологического развития страны становится для российского руководства главным вызовом.

Успех этого курса будет определять не только роль нашей страны в мире, ее взаимодействие с основными оппонентами и странами-попутчиками, такими, например, как Китай и Индия, но и позиции нашей страны в глобальных международных и региональных объединениях.