Главная Культура 00:05 01 Октября 2021 12309
Максим Дунаевский: Музыку пишу по ночам

Знаменитому композитору теперь гораздо интереснее музыкальный театр, чем музыкальное кино, которого у нас, считает он, попросту больше нет

Александр Славуцкий
Максим Исаакович готовит новые мюзиклы для Театра Армии и Московской оперетты. И это только ближайшие планы. Фото из личного альбома

Сегодня в Новосибирске стартует фестиваль «Музыкальное сердце театра», уникальный тем, что в России нет другого общенационального смотра, посвященного современным музыкально-театральным жанрам: мюзиклам, музыкальным комедиям, саундрамам, рок- и лайт-операм... На празднике не только покажут дюжину новых спектаклей, отобранных экспертным советом, но и вручат премии, обладателей которых определят члены Академии «Музыкальное сердце театра». С ее президентом Максимом Дунаевским «Труд» побеседовал о том, почему и сегодня, как много веков назад, музыка остается сердцем театрального искусства, говоря на понятном широкой публике языке о вещах, которые волнуют всех. Конечно, беседа не могла не коснуться и кино, принесшего Максиму Исааковичу всенародную славу, и семейных традиций, заложенных его великим отцом Исааком Дунаевским.

— Максим Исаакович, вам, мягко говоря, хватает работы — почему взялись еще и за «Музыкальное сердце театра»?

— Эта премия очень важна, ведь у нас, кроме нее, мало кого заботит судьба популярных музыкально-театральных жанров. Для сравнения — в Америке, Франции, Англии подобные награды существуют. Если же говорить о нашей «Золотой маске» или, допустим, «Хрустальной Турандот», то там музыка, откровенно скажу, на периферии. Я сам два года участвовал в жюри «Золотой маски» и был разочарован — как тем, что показывали, так и тем, что говорили мои коллеги во время обсуждений.

Еще один существенный момент: месяцы пандемии нанесли серьезный урон всей театральной отрасли, в особенности же пострадал именно музыкальный театр как самый технологичный и затратный. Наш фестиваль, надеюсь, поддержит артистов, поможет им почувствовать уверенность в завтрашнем дне, ну и публике, слегка отвыкшей ходить на живые представления, напомнит, как прекрасен мир театра. Вот почему, когда после 12-летней паузы при поддержке Министерства культуры России возобновилась премия «Музыкальное сердце театра», я с радостью принял предложение возглавить ее жюри.

— А почему Новосибирск?

— Это город с прекрасными театральными и музыкальными традициями. В будущем году, вполне возможно, выберем какой-нибудь другой город — фестиваль же общенациональный. Наша экспертная комиссия объездила многие театры страны, отсмотрела сотни видео, определила претендентов почти в 20 номинациях: это работа композиторов, драматургов, режиссеров, дирижеров, аранжировщиков, хореографов, сценографов, художников по костюмам, переводчиков, художников по свету, конечно же — актеров и так далее. Уверен, что программа ближайших 11 дней будет очень ярка и насыщенна.

— Знаю, что в программе и ваш мюзикл «Капитанская дочка». Не противоречит ли это правилам премии?

— Нет, просто члены жюри не голосуют за свои произведения. Идея этого спектакля возникла у моего давнего друга Марка Розовского, с которым как со сценаристом была сделана наша главная совместная работа — «Три мушкетёра» в московском ТЮЗе, впоследствии давшая импульс знаменитому фильму «Д’Артаньян и три мушкетера». Правда, к замыслу «Капитанской дочки» я поначалу отнесся с недоверием, мне показалось, что пушкинский роман — совсем неподходящий материал для мюзикла. Но Марк Григорьевич взялся за дело с удивительной энергией, написал замечательные, глубокие, драматические, иногда лёгкие и ироничные стихи к этому спектаклю. Ему удалось сохранить дух и идею пушкинского сюжета, все его узловые моменты, главный из которых — любовь. Тут уже увлекся и я.

— Раньше премией «Музыкальное сердце театра» руководил Алексей Рыбников. Теперь вы заняли его место — не омрачило ли это ваши отношения?

— Не представляю, что могло бы омрачить мои отношения с другом еще со студенческой скамьи в Московской консерватории (где, правда, Леша учился у других учителей). Мы, можно сказать, делим радости и горести уже много десятилетий. Показываем друг другу новые работы...

— Слышали его недавнюю оперу по «Войне и миру»?

— Конечно, я был на премьере в мае. Считаю, что в самой партитуре очень много яркого и талантливого, но вот театральная постановка понравилась мне в меньшей степени.

— Вы работали в Голливуде, знакомы с бродвейской индустрией мюзиклов. Как на этом фоне оцениваете наш популярный музыкальный театр?

— Думаю, некоторые наши спектакли там совсем бы не потерялись. Но я бы немножко по-другому поставил вопрос. Зачем сравнивать, ведь и у нашего мюзикла, и у американского свой путь. Как есть этот путь и у мюзикла французского, близкого к национальной эстраде и шансону, у испанского, коренящегося в фольклоре, у немецкого, опирающегося на традиции великих композиторов Германии. Русский же мюзикл, на мой взгляд, силен прежде всего связями с отечественной литературой. Достаточно вспомнить «Анну Каренину», уже много лет идущую в Московской оперетте. А сколько музыкальных спектаклей создано, например, по романам Достоевского! Конечно, и шлака хватает — но кто сказал, что его нет на Бродвее? Уверяю, не только есть, но еще и поболее процентом, чем у нас, просто об этих спектаклях не говорят, а продвигают, естественно, лучшие работы. Вот тут американцы молодцы. «Призрак оперы» я видел в самых разных городах и странах. Французские мюзиклы видел... Только мы свою продукцию почему-то держим на коротком поводке. Наверное, дело в том, что у нас еще толком нет корпуса продюсеров и промоутеров высокого уровня. Ну так тем более важен фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра», который привлечет к проблемам нашего жанра общественное внимание.

— Вы прожили в Америке немало лет — как сейчас вспоминаете работу за океаном?

— С благодарностью — я многому там научился. В Голливуде совсем другие технологии, оборудование, сама организация дела. Да и заработал я тоже неплохо.

— Но вот в популярной книге Хороса Маккоя «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Голливуд показан не с парадной стороны, а с изнанки, являя собой драму разочарований и разбитых судеб.

— Эта книга дает очень субъективный взгляд на вещи. Изнанка есть у каждого явления, и точно такой же роман можно было бы сочинить, допустим, про Мосфильм, Останкино, да про какой угодно центр, производящий культурную продукцию. Лично мне каких-то особо негативных ситуаций в американском кинобизнесе наблюдать не довелось.

— А что же вы оттуда уехали?

— Я и не собирался там оставаться. Просто хотелось попробовать и тамошнего опыта. К тому же в 90-е годы в России мне стало так тоскливо от засилья малокультурья, от дикого, кичливого первобытного капитализма! Мелькнула мысль — а не пожить ли за океаном, переждать несколько лет и вернуться, когда такой человек, как я, снова потребуется обществу. Так я и поступил. А начиная с 2000-х годов жизнь в России действительно стала входить в цивилизованное русло, появилась широкое пространство для самых разных проектов. Вернувшись, я ведь не только музыку писал, но и вел программы на телеканале «Культура», «Первом канале», НТВ, «России». Ну а кто спорит, что при прочих равных жить интереснее и естественнее на родине. Это моя страна, мой народ, мой язык. Ну и надо откровенно признать: чтобы в США сделать себе имя, необходимо там родиться. Не принимают они чужаков, и если, допустим, кто-то из наших певцов утверждает, что у него (нее) там огромный успех, не верьте — это полная ерунда, а успех, если и есть, то ограниченный эмигрантской средой.

— Что сейчас происходит в вашей композиторской жизни?

— На этот и следующий сезон намечено несколько премьер. В Театре Российской Армии собираются поставить музыкальный спектакль «Святая Анна», а в Московской оперетте пройдет премьера мюзикла-комедии «Сервиз ее величества». Есть и более отдаленные планы... Не могу также не сказать об общественной работе. Например, я художественный руководитель филармонии Московской области, а это очень серьезная творческая организация, масштаб и уровень деятельности которой, к сожалению, недостаточно отражаются прессой. Вы, например, были когда-нибудь на фестивале «Лето. Музыка. Музей», который мы уже несколько лет проводим в подмосковном Новом Иерусалиме? У самых стен знаменитого монастыря лучшие оркестры, дирижеры и солисты страны играют прекрасную классическую музыку, а художественным лидером праздника является замечательный маэстро Василий Петренко — на минуточку, главный дирижер Королевского филармонического оркестра в Лондоне, Молодежного оркестра Европейского Союза, а с этой осени и худрук Госоркестра России имени Светланова...

— Когда же вы музыку успеваете писать?

— Как правило, время для этого выкраивается только ночью.

— Что сейчас сочиняете для кино?

— Ничего.

— Ничего?!

— И уже не первый год. Это, вероятно, двусторонняя нелюбовь. Сегодняшнее кино мне не нравится практически полным отсутствием музыкальных фильмов, больше того — непониманием со стороны режиссеров и продюсеров, что такое киномузыка. Вспомните хоть один саундтрек из теперешних лент, который вошел бы в жизнь, как вошли в нее мелодии из классических фильмов, любимые публикой и поныне.

— Похоже, при вашем плотном рабочем графике совсем не остается времени на отдых?

— На безделье времени точно нет, но вот спорт я очень люблю. С юности играю в теннис. Конечно, не на профессиональном уровне, но на очень неплохом любительском. Еще люблю ездить на дачу и просто бродить по дорожкам на участке. Кстати, во время таких прогулок замечательно приходят в голову мелодии.

— В январе вам исполнилось 76 лет, но вы полны энергии, творческого задора. Как удается сохранить такую великолепную профессиональную и физическую форму?

— Честно говоря, как-то даже не было это для меня проблемой. Все выходит само собой. Ни йогой, ни иглоукалыванием, ни какой-либо еще экзотической практикой не занимаюсь. Возможно, дело и в генетике. Врачей посещаю раз в год-полтора, когда надо сделать диспансеризацию. Самый же главный рецепт здоровья, по моему убеждению — постоянно быть в работе. Чтобы голова, а лучше и тело были задействованы.

Одним из онлайн-смотров, проведенных Московской областной филармонией в пору пандемии, стал фестиваль музыки Исаака Дунаевского. Фото предоставлено агентством «Турне»

— В одном из интервью вы сказали, что ваш отец, Исаак Осипович Дунаевский, увидев вас, обреченно сидящего за пианино, воскликнул: «Хватит мучить ребенка, пусть играет в футбол, как все мальчишки».

— За пианино я сел примерно в пять лет. Мне очень нравилось импровизировать, и папа меня в этом качестве не без гордости показывал гостям. Но когда начались рутинные занятия музыкой, разучивать упражнения и гаммы оказалось очень скучно. Именно о таком моменте я и рассказал. Но самое главное в этом сюжете — мудрость отца: увидев мои мучения, он позволил заниматься тем, что доставляло мне радость — гонять со сверстниками мяч. К пианино я все равно вернулся — через несколько лет, когда сам этого захотел. Если бы не папа, этого момента могло не наступить.

Комментарии для сайта Cackle

Отчего дамы и господа из «ящика» так переполошились при явлении «Кальмара» народу?

Сергей Беднов
Труд
У «Игры» отличный сценарий, полный интриг, держащих зрителя в напряжении. Фото: Rolf Vennenbernd/dpa, globallookpress.com

Вообще-то «Труд» редко пишет о телевизионных премьерах на платных сервисах. Но здесь случай особый. Корейскому сериалу «Игра в кальмара», показанному Netflix и ставшему самым прибыльным проектом...

На «Оскар» от нашей страны будет претендовать новая работа ученицы Сокурова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Разжимая кулаки» с сайта kinopoisk.ru

Ранее фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» завоевал Главный приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а после показов в Нью-Йорке, Иерусалиме, Торонто, Сан-Себастьяне приобрел широкую...

Ну вот, на смену худруку-режиссеру в МХТ имени Чехова пришел худрук-артист

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Очевидно, что легко Константину Юрьевичу не будет. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На этой неделе Минкультуры слегка ошеломило новостью: уходит стоявший у руля Сергей Женовач. Впрочем, для тех, кто пристально следил за жизнью театра в Камергерском, это событие не стало таким уж неожиданным. Когда...

Маэстро Морихиро Ивата 30 лет работает в главных труппах России

Екатерина Беляева
Труд
Партия Шута в «Лебедином озере» – одна из коронных в репертуаре Морихиро Иваты. Фото из его личного архива

Грамота Министерства иностранных дел Японии, ежегодно отмечающего тех, кто вносит особый вклад в развитие отношений с зарубежными странами, на днях была вручена японско-российскому танцовщику и хореографу Морихиро Ивате....

Культура 21:01 / 30 Октября 2021 11054
Гражданство за любовь

Уругвайская кинозвезда Наталия Орейро стала гражданкой России. А мы почему-то недовольны

Труд
Наталия бывала у нас десятки раз и даже свой инстаграм ведет по-русски. Фото: Дарья Парчинская/Russian Look, globallookpress.com

При всем обожании зрительниц старшего поколения сериала «Дикий ангел» и Наталии Орейро язык не повернется сказать, что россияне пришли в восторг, узнав, что уругвайской звезде и ее сыну даровано гражданство...

Сразу в нескольких городах Калининградской области власти объявили «тихую войну» памятникам

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Парковая скульптура «Несущая воду» – самая известная работа немецкого мастера Германа Брахерта. Теперь она хранится в музее, а вокруг ее копий ломаются копья… Фото из открытых источников

Советск Калининградской области до 1946 года назывался Тильзитом. А в 1807-м здесь состоялись переговоры двух императоров: Александра I и Наполеона, по итогам которых между Россией и Францией был подписан Тильзитский...

«Включаешь телевизор - там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления - ужас!» - посетовала спикер СФ Валентина Матвиенко

Труд
Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

Валентина Матвиенко, спикер СФ — Включаешь телевизор — там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления — ужас! Я уж не говорю о жестокости, о наших детективах,...

Известный телеведущий находит в родной стране аналоги самых диковинных мировых достопримечательностей

Анна Чепурнова
Труд
Самое трудное – решить, куда отправиться. Не потому, что все видено, а наоборот – велик выбор. Фото предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Оскар Уайльд писал: «Путешествия удивительно облагораживают душу и помогают избавиться от предрассудков». Целительный эффект дальних поездок давно доказан научно. И хотя с закрытием границ из-за короновируса перемещаться...

Культура 20:01 / 30 Октября 2021 10317
Прощай, оружие!

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина» голливудские деятели отменяют использование настоящего оружия на съемках

Труд
Это шуточное селфи Алека Болдуина оказалось трагически пророческим. Фото: face to face/Instagram, globallookpress.com

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина», когда Алек Болдуин случайно застрелил оператора-постановщика Галину Хатчинс, голливудские деятели один за другим отменяют использование настоящего оружия на съемках....

Оперному певцу Виктору Коротичу пришлось полежать на питерской мостовой. Да еще в наручниках

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: w85/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Широкая известность пришла к солисту оперной труппы Мариинского театра Виктору Коротичу на этой неделе. Но не на сцене, а на мостовой. На нее, родимую, скрутив артисту руки за спиной и надев...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Simon Katzer, globallookpress.com

Только-только небо над планетой прояснилось и люди снова подняли головы, стали доставать чемоданы из кладовок, рукопожатничать и даже целоваться, как очередная волна коронавируса норовит загнать всех назад - в границы, в тесные рамки дозволенного....

Известный актер считает главным делом своей жизни театр и музыку

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото Вячеслава Новикова

На Первом канале в разгаре показ сериала «Мосгаз. Дело № 8:Западня». Это продолжение серии теледетективов о майоре Черкасове, который вместе со своими коллегами по МУРу раскрывает леденящие душу преступления....

Даже с помощью скандальных ток-шоу удержать зрителя все сложнее

Ирина Хмара
Труд
Доколе? Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственностью на российском телевидении. Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

На днях Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственными передачами на российском телевидении. В пример председатель Совфеда привела программы, в которых в прямом эфире делаются тесты ДНК и устраиваются...

Культура 00:06 / 22 Октября 2021 8737
Игра в классики

В российский прокат вышли два амбициозных европейских проекта

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Французы выпустили фильм «Эйфель» - немцы ответили фильмом «Королевская игра». Кадры с сайта kinopoisk.ru

Как говорится, не Голливудом единым... На наших экранах появились сразу две громкие европейские картины, которые в идеале могли привлечь внимание вдумчивых зрителей, изрядно подуставших от однообразных похождений Джеймса...

Культура 00:11 / 19 Ноября 2021 8114
«Тату»: их не догонят?

20 ноября в Москве будут петь песни скандального дуэта

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
«Я сошла с ума», «Нас не догонят», белые рубашки и короткие клетчатые юбки заняли своё место в истории русской поп-музыки

Присказка «это было давно и неправда» неплохо подошла бы к воспоминаниям о международном успехе группы «Тату» (t.A.T.u.). Мы этим успехом, конечно, гордимся, но подробности предпочитаем не вспоминать —...

Вечнозеленая песенка из мультфильма «Бременские музыканты» набирает очки в YouTube

Сергей Бирюков
Труд
У Геннадия Гладкова столько замечательной музыки – еще не на один проект YouTube хватит. Изображение предоставлено проектом «Вместе на своем»

«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...». Когда теперешним детям, распевающим эту песенку, говоришь, что придумали ее не те бойкие шоумены, что мелькают сегодня в телевизоре,...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?