ЛАРИСА КРИВЦОВА: ДОБРОЕ УТРО, НАРОД!

На этой неделе канал ОРТ отмечал 15-летие программы "Доброе утро". Ее дебют под названием "60 минут" состоялся еще в октябре 1986 года. Увеличив хронометраж, она стала называться "90 минут", потом "120 минут", позднее - "Телеутро". И наконец, в 1997 году появился телеканал "Доброе утро" с его нынешним трехчасовым форматом.В утренней программе в разное время работали такие "звезды" отечественного телевидения, как Татьяна Веденеева, Ирина Зайцева, Михаил Осокин, Дмитрий Дибров и многие другие. Сегодня зрители начинают новый день с Екатериной и Александром Стриженовыми, Еленой Лазутиной и Константином Михайловым, Ариной Шараповой, Ларисой Вербицкой... Ларисой Кривцовой.Наш гость - Лариса Кривцова - ведущая "Доброго утра" по четвергам.

- Лариса, какие задачи вы ставите перед собой, когда с рассветом выходите в эфир и произносите банальную фразу "Доброе утро!"?
- Задача этой программы в том, чтобы человек, включивший рано утром телевизор, между ванной, туалетом, приготовлением завтрака, подготовкой себя к работе, а ребенка - к школе, услышал какую-то интересную информацию, которая могла бы его "зацепить". Привлечь внимание можно не только информацией или сюжетом - зритель прореагирует и на эмоции гостя или ведущего. Мы часто приглашаем в утренний эфир известных людей и просто тех, кто может нетривиально рассказать о себе, своих увлечениях, о каких-то событиях "из жизни". Ну и, конечно, стараемся создать зрителям хорошее настроение.
- Видимо, этим и объясняется многообразие рубрик программы?
- Конечно. Мы понимаем: никто не станет смотреть нас три часа подряд, поэтому композиционно все строится в соответствии с ритмом утреннего времени, "рубленно" - из рубрик, сюжетов, не превышающих 4-5 минут. Разговор с гостями укладывается примерно в такой же отрезок, важно, чтобы он был динамичным, живым, чтобы приглашенный успел высказаться по существу.
- Но не кажется ли вам, что форму программы, знакомую нам уже много лет, пора бы поменять?
- Да, на мой взгляд, программа требует нового осмысления. Многие ее элементы устарели - "хромают" по ритму, по количеству коммерческих рубрик, по манере подачи материала. С одной стороны, у нас хорошие рейтинги, зритель за 15 лет привык к передаче. Он у нас не авангардный, а самый обыкновенный, включив телевизор на рассвете и увидев "Доброе утро", сразу успокаивается: в стране все нормально... Но, с другой стороны, нам хотелось бы программу как-то обновить. Кардинально перестраивать мы ее не собираемся, но все-таки есть ощущение необходимости перемен. Мы над этим думаем, и, скорее всего, в январе программа выйдет в обновленном виде.
- В течение трех часов вам то и дело приходится произносить слова: "Доброе утро!" Кому вы их адресуете?
- Вы знаете, я хитрая. Мы придумали рубрику, которая выходит каждые полчаса, предваряя новый блок сюжетов. Это когда в эфире здороваются простые люди на улицах, наши корреспонденты из регионов... Они успевают поприветствовать своих родных, знакомых, рассказать кто про маму, кто про кошку, кто про службу в армии... А после этого, когда вся страна поздоровалась со всеми, выхожу в эфир я, присоединяясь к уже сказанному. При такой подаче я могу персонифицировать своего адресата, поприветствовать конкретного человека, - что и делаю. Это может быть моя мама, близкий человек, мой ребенок - кто угодно. Так что я всегда вижу, кому свое "Доброе утро!" адресую, вкладывая в эти слова искренние чувства.
- Вам не обидно, что программу, в которую вложено столько сил, смотрят урывками, между походами в туалет или в душ?
-Нет, не обидно, потому что в каждый момент к нам подключается все новая и новая аудитория. Поэтому нас смотрит очень много зрителей. Это такой утренний "прайм-тайм", количество их не меньше, чем у программы "Время". И это радует.
- У вас есть любимая рубрика?
- Вообще мне интересны люди. Гостей за три часа, как правило, бывает человек 6-8: политики, ученые, медики, артисты, композиторы... Моя работа дает возможность узнать жизнь во всех ее проявлениях и познакомиться с удивительными людьми. Например, в свой день рождения, совпавший с нашим, к нам приехала Галина Вишневская. Где бы еще я могла с ней познакомиться и поговорить? Приехал Владимир Молчанов, который тоже начинал в "Добром утре" и к которому я отношусь с неизменным восхищением. Было еще немало гостей, интересных мне и зрителям, надеюсь, тоже.
- Знаю, что по первому образованию вы филолог, и есть подозрение, что рубрика "Родная речь" - ваша авторская.
- Не знаю, можно ли назвать ее авторской, мы просто предложили зрителям вспомнить русскую поэзию. В год 200-летия Пушкина у нас постоянно звучали его стихи, потом вместе со всем народом изучали историю православия через историю культуры в рубрике "Россия: колокола судьбы". "Родная речь" выходит в эфир в течение программы три раза, известных поэтов читают известные артисты театра и кино. Мы считаем, что талантливые стихи - это единственная новость, которая никогда не устаревает.
- Летом в эфир ОРТ вышло ток-шоу под названием "Большая стирка", в котором вы продюсер. Этот жанр на ТВ считается нынче модным - вы тоже поддались моде?
- Нет, это не дань моде. Это желание увидеть себя в другом телевизионном амплуа. По образованию я педагог-филолог, театральная актриса, режиссер и журналист. Мне казалось, во-первых, что мои "умения", соединившись, могут дать неожиданный результат, а во-вторых, что воплотить это на экране мог бы Андрей Малахов, с которым мы давно работаем. Вот тут мне пригодился и мой актерский, и педагогический, и режиссерский опыт. Поначалу было тяжело, а сейчас мы на взлете, программа становится популярной.
- Действительно, у нее неплохие рейтинги...
- Не то слово - практически самые высокие. В двадцатке лучших программ по всем каналам мы ни разу не опускались ниже пятого места. Нам говорят: вы расширили "прайм-тайм", теперь он начинается в 17 часов. Знаете, недавно у нас с Малаховым была встреча со студентами журфака Московского гуманитарного университета. Андрей ехал на встречу из Шереметьева и, разговаривая с таксистом о том о сем, вдруг услышал, как тот рассказывает ему сюжет из последней передачи "Большая стирка". Вот когда о программе говорят таксисты, парикмахеры, продавцы, это верный признак ее популярности. Когда я работала в театре и мы готовили спектакль, то точно знали: если рабочие сцены не уходят во время репетиций, значит, зрители на него обязательно пойдут...
- Но разве вас не смущает, что ток-шоу с похожей тематикой есть почти на каждом канале?
- Нисколько. Материал у всех один - жизнь во всех ее проявлениях, но "спектакли", как говорится, получаются очень разные. Ведь и Чехова многие ставят, только на одних постановках в зале нет свободных мест, а на другие впору зрителей зазывать. Все зависит от режиссера. Не мое дело анализировать передачи своих коллег с других каналов, этим занимаются телекритики. Одно только могу сказать: в "Большой стирке" ни в коем случае не допускается пошлость, на это у нас наложено табу. Вот и все.
- Какие еще проекты собираетесь реализовать?
- Могу сказать об одном проекте, над которым мы уже работаем, - это многосерийный телевизионный фильм о самом телевидении. О том, как оно делается, о людях, которые здесь работают, и о том, как влияет ТВ на тех, кто его смотрит. Одним словом, о том, как создаются кумиры и что эти кумиры делают со своими поклонниками...