Цой - жив!

В Кремле представили лидера группы «Кино» в качестве симфонического композитора

Цой — жив? Жив, без всякой иронии. Ведь и правда не иссякает поток новостей, связанных с давно ушедшим от нас лидером группы «Кино». То его паспорт продан с аукциона, то нашли номер от «москвича», на котором Виктор погиб в Латвии, то поднялась шумиха вокруг фильма Кирилла Серебренникова «Лето», главные герои которого срисованы с Цоя и Майка Науменко. И вот новый повод убедиться, что Цой — жив!

Сыграть симфонические версии хитов группы «Кино» — идея довольно смелая. Знакомые наизусть трем поколениям песни — без голоса Цоя и без его стихов?! Не абсурд ли? Оказалось — нет. Все сделано с большим вкусом и тактом, эта версия существует уже восемь лет и вызывает все больший интерес. Конечно, важно, что им занимаются носители традиции — гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян и сын Виктора Александр, музыкант и дизайнер.

Цой-младший признается, что музыкой ему заниматься трудно, поскольку невозможно избежать сравнений с отцом. Кстати, для проекта «Симфоническое кино» Александр разработал оригинальный видео-арт на основе фирменного стиля группы с добавлением современных элементов. Но мы все-таки о музыке... Вот какими мыслями поделились с «Трудом» Юрий КАСПАРЯН и Александр ЦОЙ.

Юрий Каспарян: Меня пригласил Игорь Вдовин (композитор, экс-участник группы «Ленинград». — «Труд»). Сказал, что есть идея, которая уже частично воплощена: Игорю заказали для концерта в честь «Кино» симфонические миниатюры, короткие, по 40 секунд, которые бы звучали между выступлениями групп. Публика это хорошо приняла, и организаторы предложили ему написать полноценные оркестровки. А он сказал: давайте тогда уж и Каспаряна пригласим. Позвонил мне, и я подумал: вот здорово! Первый концерт прошел 2010-м в «Крокус Сити Холле». Потом — в БКЗ в Петербурге.

Александр Цой: Меня не сразу пригласили. Проекту нужен был видеохудожник, ни у кого не получалось то, что участникам проекта понравилось бы. Каспарян обратился ко мне. Сказал, что надо сделать видео на основе знаменитой супрематической обложки альбома «Группа крови», нарисованной Андреем Крысановым. Я просто «разобрал» картинку на составные элементы, придумал, как им двигаться и пересекаться... Оказалось — то, что надо.

— Не могу не спросить: как думаете, самому Виктору Цою, который любил кинематограф, живопись и сам рисовал, понравилось бы такое?

А.Ц.: Думаю, да. Тогда не было ни видеоэкранов, ни света динамического. А группа была очень новаторской. А вообще «Кино» — это прекрасная легенда. Крутые образы, крутые ощущения:

Ю.К.: «Кино» — группа минималистичная. А симфонический оркестр позволяет шире раскрыть мелодические, гармонические моменты, сделать звучание богаче и ярче. Я сейчас, когда слушаю оригинальный трек «Кино», все жду: почему тут скрипки не вступили?

— Естественно, спрашиваю собеседников, смотрели ли они «Лето».

Ю.К.: Я — нет. Жду, когда пыль уляжется.

А.Ц.: А мне очень понравилось! С Кириллом я общался, к сожалению, всего один раз. Больше не успели. Меня приглашали к работе над фильмом, но потом началась вся эта шумиха, на меня все давили: на чьей ты стороне, определись. А я не хотел быть ни на чьей стороне. И сказал: это без меня, пожалуйста. Но фильм, повторюсь, отличный получился, смешной. Прекрасная идея Кирилла, классно сделано: и монтаж, и песни эти иностранные... Просто не надо его смотреть как документальный, биографический — это художественная лента, вот и все. Я, когда смотрел, и плакал, и смеялся.

— А как относиться к тому, что сейчас народилось целое поколение рок-певцов, которые поют «под Цоя»?

Ю.К.: Ну это же от любви. Я и сам Цоя люблю, так что ничего страшного в этом нет.

А.Ц.: Знаете, уважать — это одно, а подражать — другое. У меня был конфликт с группой «Солнечные дни», я встречался с их лидером Игорем Соколовым, изображающим на сцене Виктора Цоя, и мы нашли общий язык. Просто я попросил Игоря не наряжаться под музыкантов «Кино», избежать прямого копирования, внести что-то свое.

— Кстати, до недавнего времени самым известным трибьютом «Кино» была группа «Виктор». А на Западе группы-двойники встречаются часто.

А.Ц.: Да, я тоже знаю интересные примеры. Они и костюмы, и грим тот же на себя примеряют, но делают это с иронией. Когда буффонада, маскарад, постмодерн — тогда интересно! Наши же, что называется, «на серьезных щах», и из-за этого выглядит фальшиво.

— Фильмы, книги, трибьют-проекты... А чего все-таки не хватает в «цоениане»?

А.Ц.: Хороший байопик про отца был бы интересен, мне кажется. И что-то анимационное... Рашид Нугманов снял «Игла. Remix» — задумка была интересная. А еще идея с мюзик-лом лежит на поверхности. Но почему-то пока не склеивается. Я не театральный человек и не могу способствовать постановке — просто мозгов не хватает придумать сценическое воплощение. Тут нужен хороший режиссер и продюсер. Я могу только добро дать...