Извозчик, при штрафе требуй квитанцию у городового!

Мздоимство на дорогах и борьба с ним имеют давнюю историю

Мздоимство на российских дорогах имеет давнюю историю: не с ГАИ началось и вряд ли на ГИБДД окончится. Берут мзду с автолюбителей или не берут? Вопрос, оказывается, не просто риторический, но и вечный. Несколько лет назад один наш крупнозвездный полицейский начальник проблему взяток на дорогах решал с ошарашивающей прямотой, присущей героям Салтыкова-Щедрина: «А вы не давайте...»

Потом были советы фотографировать вымогателей с полосатыми жезлами, сообщать об оборотнях в погонах по специальным «телефонам доверия». И каждый раз лично советчики подчеркнуто дистанцировались от проблемы, предъявляя с экранов телевизоров свои чистые руки и демонстрируя твердую решимость раз и навсегда покончить с общим позорным дорожным явлением.

А когда, собственно, возникла проблема? Наши изыскания позволяют утверждать: взятки на российских дорогах стали брать задолго до появления на них... автомобилей. И брали в массовом порядке. Надо полагать, коррумпированность, по-современному выражаясь, в полицейских рядах очень скоро достигла критической массы, иначе чем объяснить обнародование в новогодний праздник, 1 января 1881 года, специального приказа Санкт-Петербургского градоначальника.

Данный документ достоин полного цитирования: «Ввиду дошедших сведений о распространении между извозчиками слухов о произвольном, будто бы, взимании с них чинами полиции в свою пользу денежных штрафов Канцелярия Санкт-Петербургского градоначальника считает необходимым разъяснить:

1) Что денежные штрафы с извозопромышленников и кучеров взимаются полицией на точном основании обязательных постановлений.

2) Что размер штрафов определяется приказами Санкт-Петербургского градоначальника.

3) Что взыскиваемые, во исполнение приказов градоначальника, штрафы поступают не в пользу полиции, а в пользу государственной казны.

4) Что каждому лицу, с которого взыскивается штраф, обязательно должна быть выдана квитанция, вырванная из книги, в которую записываются поступившие штрафы.

5) Что каждое лицо, вносящее штраф, имеет, следовательно, право требовать выдачи таковой квитанции.

6) Что штрафам подвергаются извозчики и кучера, замеченные полицией в неисполнении обязательных постановлений по извозному промыслу, в производстве беспорядков при съездах и разъездах и ослушании распоряжениям полиции».

...Такое ощущение, что до сих пор не утратил силу вышеприведенный документ, и современные столоначальники широко используют его обтекаемые формулировки для разъяснения автолюбителям щекотливых вопросов.