ДОМ НА ВЕРБЛЮДЕ

Пригород Улан-Батора, столицы Монголии, начинается с большого скопления белоснежных юрт, окруженных некрашеными деревянными заборами. Рядом с юртами притулились наши "ЗИЛы", "Газели", "Лады" и "Нивы". Многие монгольские семьи, как и их далекие предки, до сих пор ведут кочевой образ жизни, а пожилые люди часто вообще не хотят переезжать из привычного жилища в городскую квартиру...

Юрты сменяются кварталами одинаковых серо-белых панельных пяти- и девятиэтажек, "хрущевок" (или "цеденбаловок"?). Поросшие травой дворики - как в спальных районах российских городов, где сонные жэки не спешат заниматься ремонтом жилого фонда. Центральную улицу - Проспект Мира украшают массивные серые и желтые здания с портиками и колоннами в стиле "сталинского модерна". Зелени на улицах маловато. Никакой неоновой рекламы. Лишь большие стенды с рекламными плакатами на обочинах дорог. Освещены только центральные улицы.
Одежда молодых людей не сильно отличается от "прикида" их московских сверстников. Это в основном китайский и южнокорейский ширпотреб, темные кожаные куртки. Пожилые люди предпочитают национальную одежду - длиннополый халат со стоячим воротничком и мягкие кожаные сапожки с загнутыми носками. "Чтобы не поранить землю", - объясняют они. Для монгола земля священна.
Национальное жилище - войлочная юрта (или по-местному - гэр) в нынешнем виде существует примерно с XVII века. И большая часть населения живет в них. Диаметр такого жилища от 4,5 до 8 метров, высота в центре 4-5 метров. Посередине стоит буржуйка, труба выходит наружу. Дверь юрты всегда обращена на юг или юго-восток. Внутри напротив двери расположена кровать для гостя - самое почетное место. Справа - женская половина со всякой кухонной утварью, слева - мужская, где хранятся конская сбруя и кувшины для кумыса. Доить кобылицу -исключительно мужская работа. С внешней стороны юрту обшивают войлоком, который спасает в летний зной и защищает от зимних морозов и ветров. Такое жилище можно собрать или разобрать в течение часа и перевезти на верблюде. Даже те монголы, которые живут в квартирах, имеют юрты, которые собирают во время больших праздников. Стоимость юрты колеблется от тысячи до 50 тысяч долларов.
Гостей в юрте непременно угощают кумысом или чаем с молоком. Хозяин рад, если гость не отказывается от чарки мутноватой молочной водки. Распространенное национальное блюдо - бодаг, приготовленное из тарбагана (разновидность крупных сусликов). Рецепт передается с давних времен. Пойманному суслику отрезают голову, вынимают внутренности и вкладывают вместо них раскаленные камни. При этом шкуру не снимают, дабы мясо пропеклось лучше. Когда тушка обугливается, из нее вынимают камни и катают их между ладонями. Считается, что пока те остывают, вместе с теплом из человека выходят все его болезни. Я попробовала "тушеного" суслика. Мясо оказалось жестковатым, а его вкус настолько неприятным, что кусок застрял в горле. Дабы не обидеть хозяина, пришлось избавляться от него тайком...