МЕЖ ОРБИТОЙ И БУЛЬВАРОМ

В конце недели отмечался юбилей Нонны Мордюковой. Не просто замечательной актрисы - самим характером своего могучего дарования она глубоко, как, пожалуй, никто другой, выразила судьбу русской женщины XX века.

Разве что Веру Марецкую можно поставить рядом с нею, но у той знаковых "поворотных" ролей было, пожалуй, поменьше, чем у нынешней именинницы.
Ну а что наше телевидение? Как оно отозвалось на событие, которое, казалось, могло бы в любой другой стране во многом определить содержание недельной сетки вещания, а то и выходить за ее пределы? Да, по сути, никак. Показали несколько лент с участием актрисы и присовокупили к ним куцую двадцатиминутку под претенциозным названием "Жители планеты номер 4022", в которой настрижены хрестоматийные фрагменты из фильмов и даны комплиментарные высказывания коллег.
Один из них от чистого сердца, с искренним восторгом сообщил нам, что одна иноземная киноакадемия, составляя список из сотни лучших актеров и актрис мирового кино, удосужилась вспомнить среди прочих и нашу Мордюкову. А еще кто-то назвал ее именем далекую звезду. Хотя, как известно, безымянных звезд во Вселенной больше, чем людей на Земле, и сегодня каждый за умеренную плату может выправить сертификат, где некое небесное тело обретет твое имя.
Было бы лучше, если б актрису ценили не в других странах и отмечали бы не в иных галактиках, а у себя дома, в родной стране. Мне скажут, что Мордюкова в последнее время не очень хорошо себя чувствует, да и не больно жалует журналистов. Поэтому сделать о ней большую передачу, подобную той, что снял Леонид Парфенов о недавней юбилярше Людмиле Гурченко, было невозможно.
Не стану спорить. Но ведь в традициях нашего ТВ всегда существовали превосходные циклы, посвященные людям кино. В них на основе лент, давних интервью, суждений специалистов, исторических материалов представала во всей полноте личность. Не стану вспоминать давнюю "Кинопанораму", хотя, полагаю, можно было б попытаться уговорить Эльдара Рязанова тряхнуть стариной и сделать специальный выпуск легендарной передачи, посвященный великой актрисе. Но ведь и в последние сезоны с успехом обитали на разных каналах программы о людях кино, создаваемые профессионалами-кинематографистами Сергеем Урсуляком, Иваном Дыховичным, Сергеем Костиным, Борисом Берманом, Ильдаром Жандаревым.
Где они? Почему перестали появляться в эфире? Почему немногие передачи об искусстве оказались в последнее время "сосланными" на канал "Культура", ставший своего рода резервацией для всего, что относится к сфере нашей духовности? Признаться, и на этой кнопке не всегда бывают достойно отмечены значительные даты из истории отечественной культуры. Даже в том случае, когда на других каналах фактически ничего, кроме кратких сюжетов в выпусках новостей, не найти на эту тему.
"Жители планеты... " вышли, кстати сказать, на "Культуре". Правда, о двух других выдающихся женщинах недели - актрисе МХАТа Ангелине Степановой и балерине Майе Плисецкой - канал отозвался чуть подробнее. Показал по одной специальной передаче и по одному самому знаменитому, знаковому, спектаклю из их сценической биографии. Для первой - это "Милый лжец" Дж. Килти, для второй - "Кармен-сюита" Ж.Бизе-Р.Щедрина. И все.
Крайне обидно, что о выдающихся деятелях российского искусства у нас принято вспоминать в эфире разве что в редкие юбилейные дни. Или, простите, в связи с прискорбными событиями. Появление программ вне этих двух случаев выглядит исключением. Таким мне показался на минувшей неделе документальный фильм "Баловень судьбы. Феномен Льва Лещенко". Созданный по привычным юбилейным канонам, он не стал, к счастью, набором эффектных концертных номеров. Пусть и не очень складно, но авторы попытались рассказать о человеке, отделив его самого от связанных с именем певца навязчивых звездных версий, слухов, мифов.
Хотя телевидение по своей сути, увы, в мифах постоянно нуждается и активно их эксплуатирует. Не гнушаясь при этом и приемов желтой, бульварной прессы. Все каналы на прошлой неделе с жадностью набросились на весть о распаде звездной пары Пугачева-Киркоров. То обстоятельство, что само расставание, как выяснилось, произошло уже полгода назад, только подогревало жаждущих сенсации репортеров: их воодушевила возможность порыться в пикантных подробностях личной жизни экстравагантной пары.