ДОМ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ

Лучший вид на Салехард из ресторана "Факел", что высится на двух металлических опорах с лифтами. Сверху ясно, как застраивался город. Низкие избы гулаговских времен, двухэтажки из бруса, где обитали первые геологи, и современные дома из стекла и бетона. Сегодня окрестности Ямала - газовая кладовая России. Каждый четвертый рубль в госбюджете - доходы от продажи "голубого" топлива, на эти деньги строят дороги и вооружают армию, платят зарплату учителям, врачам и министрам.Мы решили высадить на Полярный круг "трудовский" десант, чтобы узнать, как живут люди, которые дают валюту казне и тепло нашим домам.

БОГАТЫЙ ВАНЯ
Салехард поражает с первой минуты. Особенно зимой. Когда в Москве слякоть и туман, здесь минус 30 и слепящее солнце у горизонта. Первое время не до красот - скорее бы в тепло, но этого мужика я заметил сразу. Он грелся возле Вечного огня, распахнув полы куртки.
Ваня из коренных. Три года назад перебрался сюда из ближнего поселка. О перемене судьбы не жалеет. Днем стоит возле магазина и просит "помочь". Вечером сидит в церкви и греется.
- Мы думаем создать приют для таких, как Иван, - говорил мне отец Вадим, священник салехардского храма Петра и Павла. - Чтобы могли переждать холода, заняться полезным делом. Хотя не знаю, получится ли. Салехард - город богатый, тут можно прожить на подаяниях.
- Нет, домой не поеду. Что там делать? Рыбу ловить или каслать по тундре? - говорит мне Иван.
"Каслать" - это кочевать по тундре с оленями. Труд тяжелый и не слишком доходный. Многие из местных ханты, ненцев, манси или селькупов, особенно кто моложе, бросают дело отцов и перебираются в города. Не всем удается найти себя в новой жизни...
В наступающем году власть планирует обеспечить квартирами еще пятьдесят жителей окружной столицы из числа коренных народов. Трудно сказать, будет ли среди них Иван. Одно ясно: квартира на Севере, как и везде, - это прочный якорь.
БАБУШКА НАДВОЕ СКАЗАЛА
В гостях у Ирины Чокиной меня встретили три кошки. Им вскоре предстоит почетная миссия: первыми войти в новую квартиру. Хозяйка перемене жилья рада, но с оговорками.
- Мы живем в ветхом доме. Тут "двушка" стоит примерно 900 тысяч, а в новом доме - за 2 миллиона. Разницу нужно выплатить, причем сразу. Сейчас городские власти решают вопрос с рассрочкой.
Дом, куда переезжает семья Ирины, улучшенной планировки. Построен турками. Работают те быстро и качественно. В домах горячая вода, газ, отопление, причем квартиры уже отделаны - вселяйся и живи.
- За несколько лет возвели целый город, - гордится Чокина и со вздохом добавляет: - Правда, и стоит квадратный метр почти как в столице.
Цены, как известно, идут вслед за заработками. А средняя зарплата в Салехарде 26 тысяч, в округе - 35 тысяч рублей.
КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?
Если в Москве постучитесь к незнакомым людям, то вас долго будут разглядывать в глазок. В Салехарде дверь открывают сразу.
- Извините, что не сразу после звонка открыла, - улыбается Светлана Баянкина. - Была в дальней комнате, а их как-никак четыре.
Новая жизнь у Баянкиных началась шесть лет назад. Старая квартира была не приватизирована, поэтому жилье семье предоставили, рассчитывая площадь по норме на человека.
Выглядят такие дома вполне по-европейски. В следующем году на Ямале планируют сдать под ключ почти 268 тысяч квадратных метров. Решат свой квартирный вопрос 660 семей молодых специалистов, из которых 20 - на селе. Социальное жилье получат и 75 детей-сирот. Из ветхих и аварийных домов должны переселиться 125 семей салехардцев. Еще 60 улучшат свои жилищные условия.
Дома в престижном квартале - "теремки" - похожи на остальные только тем, что тоже стоят на сваях. Здешние особняки могут поспорить роскошью с подмосковными. Налицо индивидуальный дизайн, спутниковые тарелки, иномарки во дворах. И стоимость под стать подмосковным поселкам. Правда, узнать из первых рук не удалось: в отличие от остального Салехарда, тут с незваными гостями хозяева предпочитают общаться через домофон. Впрочем, в существовании "теремков" есть знаковый момент. Если строят особняки не на Кипре, а в Заполярье, то хозяева уверены, что из этого сурового края жизнь не уйдет.
ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
Марина Монакова по договору ипотеки купила трехкомнатную квартиру. Живет она в Аксарке - небольшом поселке, километров 60 от Салехарда. Казалось бы, медвежий угол. Но здесь есть все, что отличает цивилизованный населенный пункт: асфальтированные дороги, инфрастуктура, новые дома.
- Мы приобрели жилье по программе "Молодая семья". Выплатить осталось полтора миллиона. Кредит беспроцентный, рассчитан на пятнадцать лет. Разницу компенсирует районный бюджет, он же выделил субсидию - 250 тысяч рублей. Такая ипотека - это просто чудо! Выплачиваем по 5 тысяч в месяц и хотим погасить долг раньше срока.
Квартира Монаковых в доме блочной конструкции, рассчитанном на четыре семьи. За стенкой поселилась ее сестра с мужем и двумя детьми. Спрашиваю у Марины: если решен квартирный вопрос, не настало ли время подумать о прибавлении в семействе?
- Да нет, пожалуй, хватит. Нужно хотя бы двоих на ноги поставить.
Впрочем, у нее еще есть время, чтобы изменить решение.
ЧТО ГРЕЕТ РЫНОК, А ЧТО ДУШУ?
В муниципальной администрации новый Жилищный кодекс поминают недобрым словом.
- Мы называем его "московским" - по кодексу удобно решать жилищный вопрос богатым людям, - считает заместитель салехардского мэра Николай Пилюк. - Прежде мы отселяли жильцов из 50 - 60 снесенных домов, а в этом году смогли всего из шести. Не хватает у людей денег компенсировать разницу в ценах. На заседании городской Думы мы решили предоставлять рассрочку на три года. Первый взнос - тридцать процентов от разницы. Тоже накладно. А для того чтобы жилье дешевело, путь только один - строить и еще раз строить.
Заказчики строительства в Салехарде - окружные и городские власти. Жилищный кодекс обязал их предоставлять жилье очередникам только по договорам социального найма. То есть запретил продавать. Поэтому несколько сот уже построенных квартир зависли. Как следствие - рост цен не только на новое жилье, но и на вторичное.
Другая причина роста цен - появление на рынке "длинных кредитов". Ипотека стала более доступной. Три года назад кредиты брали единицы, сейчас это стало массовым явлением.
И все-таки, похоже, цены уперлись в потолок. По словам Ольги Галкиной из "Ямал-Риэлт", уже два месяца недвижимость не дорожала.
СПРАВКА "ТРУДА"
Однокомнатная квартира в Салехарде стоит сейчас 2 - 2,8 млн. рублей, двухкомнатная - от 2,5 до 3,8 млн. рублей. Цена квадратного метра в капитальном жилье - 50-60 тыс. рублей, в брусовых домах - 35 - 42 тыс. рублей.