Соединенные штаты Европы

Документ принимался для того, чтобы провести существенные реформы Евросоюза, в которых он нуждается последние 10 лет. Теперь у европейцев появился общий президент, решения будут приниматься намного быстрее, а в случае нападения на одну из стран-членов союза все остальные будут обязаны её защитить

Вместо Конституции

Лиссабонский договор должен сделать Евросоюз более приспособленным к новым условиям. Реформы союзу были действительно необходимы. Дело в том, что до сегодняшнего дня правовая основа ЕС базировалась на документах, принятых почти 20 лет назад и с тех пор не менявшихся. Это Римский (1957 года) и Маастрихтский (1992 года) договоры. Когда подписывали последний из них, в Евросоюз входило всего 12 государств.

В 2000-х годах количество членов увеличилось более чем в два раза (сейчас — 27), а общее население достигло 499 млн. человек. Тогда стало понятно, что существующие основы союза крайне неэффективны.

Сначала, чтобы решить эту проблему, решили принять Конституцию — первую в истории ЕС. Однако в 2004 году её забраковали во Франции и в Нидерландах, так как новые правила слишком сильно ограничивали суверенитет каждого из членов союза. Лиссабонский договор — это облегченная версия отвергнутого Основного закона Европы. С сегодняшнего дня Лиссабонский договор перестает существовать как единый текст и вводится в Римский и Маастрихтский договоры.

Придадут ускорение

Основные изменения, которые принес Лиссабонский договор, касаются работы политических институтов. «Главная цель, которую преследовали европейцы при составлении договора, — сделать политику ЕС более эффективной», — говорит «Труду» научный сотрудник отдела европейской интеграции Института Европы Александр Стрелковский. Эксперт поясняет, что причины неэффективности заключаются в том, что зачастую решения внутри союза принимаются слишком долго.

Введение поста президента ЕС как раз и направлено на то, чтобы решить эту проблему. Его будут избирать каждые 2,5 года лидеры 27 стран-членов.

«Его основная обязанность — координация внутренних переговоров между европейскими политиками, — отмечает Стрелковский. — Грубо говоря, он станет третейским судьей». Поэтому неудивительно, что на новый пост избрали бельгийского премьер-министра Хермана ван Ромпея. Он приступит к исполнению своих обязанностей 1 января 2010 года. «У этого человека нет харизмы, зато он известен как очень хороший дипломат», — поделился с «Трудом» итальянский политолог, бывший евродепутат Джульетто Кьеза.

Чтобы увеличить оперативность работы европейских институтов, в Лиссабонском договоре есть ещё один пункт — голосование по принципу квалифицированного большинства. Раньше, чтобы принять какое-либо решение, необходимо было согласие всех 27 членов ЕС. Теперь, в зависимости от ситуации, хватит голосов 2/3 или ¾ государств — членов союза.

Помимо президента у европейцев также появится свой общий министр иностранных дел, который будет представлять интересы ЕС на международной арене. Кстати, по новым правилам ЕС получает возможность заключать международные договоры от лица единой Европы. Министр также отвечает за открытие посольств Евросоюза по всему миру (ещё одна норма жизни ЕС, которой раньше не было). Этого политика избирают лидеры стран — членов ЕС на 2,5 года. С 1 января будущего года пост займет бывший еврокомиссар от Великобритании Кэтрин Эштон. Появление постов президента и министра ино-странных дел ещё больше увеличило влияние Франции, Германии, Италии и Великобритании, считают эксперты. «Без согласия этих стран выбрать новых руководителей невозможно», — утверждает Кьеза.

Один за всех

Изменения коснутся работы Европейского парламента. Теперь евродепутаты получили больше полномочий. Они могут влиять на принятие бюджета, а также избирать председателя Еврокомиссии (кабинета министров ЕС). Раньше парламентарии только одобряли кандидата, выбранного лидерами стран-членов.

Помимо работы политических институтов реформы дали большие возможности простым европейцам. Теперь жители ЕС могут обязать власти принять или отклонить какой-либо закон. Правда, для того чтобы инициатива сработала, необходимо собрать подписи минимум миллиона человек. В Лиссабонском договоре впервые прописана такая процедура, как выход из членства Евросоюза. Для этого необходимо уведомить Совет ЕС (в него входят министры иностранных дел всех стран-членов) и получить от него разрешение. Реформы оставили нетронутыми политические центры ЕС. Столицей по-прежнему остается Брюссель (здесь находятся Европейский совет, Еврокомиссия, Европейский парламент) и Страсбург (Европейский суд).

Если теперь на одну из стран Евросоюза кто-либо нападет, все ос-тальные обязаны заступиться — к этому также обязывает Лиссабонский договор. Такой же принцип действует и в НАТО. Поэтому новое правило будет полезно прежде всего Швеции и Австрии — из всех стран ЕС только они не являются членами альянса.